side-area-logo

Односторонний отказ от исполнения договора строительного подряда

Не всегда заключая договор стороны, как заказчик, так и подрядчик, адекватно оценивают свои силы, способность выполнить все принятые на себя обязательства. Не каждому договору суждено просуществовать до полного исполнения обязательств сторон, предусмотренных в нем.

Причины расторжения договора могут быть самые разные. Иногда расторжение договора бывает гораздо выгоднее, чем выполнение предусмотренных таким договором обязательств.

В сегодняшней статье речь пойдет о расторжении договора строительного подряда, а точнее о таком его виде как односторонний отказ от исполнения договора.

Сразу же оговорюсь, что в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее также ГК РФ) есть упоминание как об «одностороннем отказе от исполнения обязательства», так и об «одностороннем отказе от исполнения договора». Эти понятия соотносятся как частное и общее. То есть, отказываясь от исполнения договора сторона прекращает все обязательства, вытекающие из соответствующего договора. Более того, в ГК РФ есть упоминание об «отказе от договора», которое на практике идентично «отказу от исполнения договора».

При этом термин «обязательство», как в судебной практике, так и в законе, часто употребляется и как тождественный термину «договор».

Поэтому, исходя из тех последствий, на которые направлен отказ, в каждом конкретном случае необходимо определять о каком отказе идет речь, отказе от исполнения обязательства или договора.

Что же делать, если сохранение договора подряда для одной из сторон становиться экономически нецелесообразным. Каковы условия расторжения договора в одностороннем порядке.

Как говорится «юристы умеют заключать договоры, а адвокаты умеют договоры расторгать».

Иногда стороны договора пытаются прийти к соглашению о расторжении договора подряда. Конечно, всегда лучше прийти к знаменателю который устроит всех. Зачастую эффективней отказаться от исполнения договора.

Воспользовавшись своим правом на односторонний отказ сторона договора прекращает обязательство без учета мнения другой стороны, которая вынуждена принять прекращение обязательства как данность.

Оперативное прекращение обязательств, то есть расторжение договора с нарушающим обязательства контрагентом, может полностью компенсировать понесенные экономические потери. Представляется, что основной целью применения отказа от исполнения договора является, в первую очередь, снижение экономических потерь.

Но не секрет, что воспользовавшись правом на расторжение договора в одностороннем порядке, можно получить экономические выгоды. Иногда недобросовестные заказчики злоупотребляют своими правами, предусмотренными действующим законодательством. В таких случаях без помощи специалиста, защитить права потерпевшей от расторжения договора стороны, взыскать задолженность за фактически выполненные работы, бывает весьма затруднительно.

Судебно-арбитражная практика применения норм, предоставляющих прав на односторонний отказ от исполнения обязательств, а таких к слову в Гражданском кодексе несколько десятков, очень велика.

Статья 310 ГК РФ запрещает в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств, за исключением случаев, предусмотренных договором – так называемый принцип неизменности обязательства.

Далее в ст. 310 ГК РФ указано, что если иное не вытекает из закона или существа обязательства, односторонний отказ допускается также в случаях, предусмотренных договором.

То есть правом на односторонний отказ можно воспользоваться только в следующих случаях: если такое право предусмотрено законом или предусмотрено договором.

При этом случаи, предусмотренные законом, также можно разделить на ситуации когда закон связывает возникновение права на односторонний отказ с определенными обстоятельствами и на когда такое право возникает вне зависимости от каких-либо условий, так сказать, в любое время.

Для договора подряда законом предусмотрено достаточно большое количество ситуаций в которых предоставляется право на односторонний отказ от его исполнения. Таким правом стороны могут воспользоваться как в связи с предполагаемым или совершенным нарушением договора другой стороной, так и в связи с наступлением определенных обстоятельств, также может быть осуществлено заказчиком в отсутствие на то каких-либо причин.

Конкретно, законом предусмотрены следующие ситуации:

Если в процессе выполнения работ появилась необходимость провести дополнительные работы, а соответственно в существенном превышении цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, в свою очередь, вправе отказаться от договора, если он не согласен на такое превышение цены работы (ч. 5 ст. 709 ГК РФ).

Также заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если подрядчик к исполнению договора приступает не своевременно или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч. 2 ст. 715 ГК РФ).

Кроме того, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный ему заказчиком разумный срок, заказчик также вправе отказаться от договора подряда (ч. 3 ст. 715 ГК РФ).

Статья 717 ГК РФ вовсе предусматривает, что до сдачи заказчику результата работы, , заказчик может в любое время отказаться от исполнения договора, если иное не предусмотрено договором подряда.

Что касается права подрядчика на односторонний отказ, то таким правом он может воспользоваться в случае, если заказчик, несмотря на соответствующее предупреждение подрядчика не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности (ст.716 ГК РФ, ч. 3 ст. 745 ГК РФ).

Выбор варианта отказа от исполнение договора заказчиком необходимо делать исходя из оснований для отказа.

Так, если отказ связан с нарушением подрядчиком своих обязанностей по договору, заказчик имеет право потребовать возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательств подрядчиком. Подрядчик же вправе в судебном порядке оспаривать сам отказ от исполнения договора подряда, отрицая факт нарушения условий договора.

В случае немотивированного отказа от исполнения договора, даже если действительной причиной такого отказа послужило нарушение условий договора подряда подрядчиком, неблагоприятные последствия расторжения договора возлагаются на заказчика – заказчик обязан оплатить часть выполненной подрядчиком работы, а также возместить убытки, причиненные расторжением договора.

Таким образом, причины отказа от исполнения договора имеют весьма важное значение для определения его последствий. В свою очередь, важное значение имеет определение последствий одностороннего отказа от исполнения обязательства, поскольку значительное количество споров, вытекающих из отказа, возникает именно по поводу урегулирования его последствий.

Примерами таких споров являются споры об оплате работы, выполненной до одностороннего расторжения договора подряда, споры о возврате аванса при одностороннем отказе от исполнения договора подряда, возможности применения штрафных санкций при одностороннем отказе от договора и многие другие.

Таким образом, при заключении договора необходимо обращать внимание на причины, которые могут послужить основанием для возникновения права той или иной стороны на односторонний отказ от договора.

Главным же последствием отказа от исполнения договора является прекращение договора (ч. 3 ст. 450 ГК РФ).

Заявление о расторжении договора должно быть подписано так же как и любые претензии — уполномоченным представителем. Уведомление о расторжении договора должно быть направлено контрагенту таким образом, чтобы у отправителя остались доказательства направления такого письма. Кроме того, отказ от исполнения договора считается совершенным с того момента, когда другая сторона договора его получила, если иной срок не указан в письме о расторжении договора. Другими словами односторонний отказ от исполнения договора как односторонняя сделка может иметь место только по факту воспринятости отказа контрагентом договора.

В заключение отмечу, что имеющаяся судебная практика, касающаяся споров о последствиях как одностороннего отказа от исполнения обязательств, так и одностороннего отказа от исполнения договора довольна противоречива. Такое положение дел оставляет сторону, чьи права были нарушены отказом от исполнения договора уповать на грамотность своего представителя в суде.

Поскольку ко мне часто обращаются с просьбой подсказать, как составить письмо о расторжении договора, приведу уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке:

Генеральному директору
ООО «Подрядчик»
Иванову И.И.

Уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора

 22 июня 2010 г. между ООО «Заказчик» и ООО «Подрядчик» был заключен договор строительного подряда № 12 (далее – Договор) по условиям которого ООО «Подрядчик» обязалось выполнить работы по устройству асфальтового покрытия на объекте, расположенном по адресу: _____________________________.

В соответствии с п. 2.2 Договора конечный срок выполнения работ – 30.07.2010 г.

На 25.08.2010 работы в полном объеме не выполнены. Поскольку ООО «Подрядчик» выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку стало явно невозможным, ООО «Заказчик», в соответствии со ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказывается от исполнения Договора полностью. В соответствии с п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается расторгнутым.

Поскольку ООО «Заказчик» ранее в качестве аванса по Договору было перечислено ООО «Подрядчик» 1 000 000 (Один миллион) рублей, а работы по Договору выполнены ООО «Подрядчик» на 844 000 (Восемьсот сорок четыре тысячи) рублей, ООО «Заказчик» требует вернуть неотработанный аванс в размере 156 000 (Сто пятьдесят шесть тысяч) рублей в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента получения настоящего письма.

 Генеральный директор                                                      П.П. Петров

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ БЕСПЛАТНО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ У АДВОКАТА ПО ВОПРОСУ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ!!!

xosotin chelseathông tin chuyển nhượngcâu lạc bộ bóng đá arsenalbóng đá atalantabundesligacầu thủ haalandUEFAevertonfutebol ao vivofutemaxmulticanaisonbetbóng đá world cupbóng đá inter milantin juventusbenzemala ligaclb leicester cityMUman citymessi lionelsalahnapolineymarpsgronaldoserie atottenhamvalenciaAS ROMALeverkusenac milanmbappenapolinewcastleaston villaliverpoolfa cupreal madridpremier leagueAjaxbao bong da247EPLbarcelonabournemouthaff cupasean footballbên lề sân cỏbáo bóng đá mớibóng đá cúp thế giớitin bóng đá ViệtUEFAbáo bóng đá việt namHuyền thoại bóng đágiải ngoại hạng anhSeagametap chi bong da the gioitin bong da lutrận đấu hôm nayviệt nam bóng đátin nong bong daBóng đá nữthể thao 7m24h bóng đábóng đá hôm naythe thao ngoai hang anhtin nhanh bóng đáphòng thay đồ bóng đábóng đá phủikèo nhà cái onbetbóng đá lu 2thông tin phòng thay đồthe thao vuaapp đánh lô đềdudoanxosoxổ số giải đặc biệthôm nay xổ sốkèo đẹp hôm nayketquaxosokq xskqxsmnsoi cầu ba miềnsoi cau thong kesxkt hôm naythế giới xổ sốxổ số 24hxo.soxoso3mienxo so ba mienxoso dac bietxosodientoanxổ số dự đoánvé số chiều xổxoso ket quaxosokienthietxoso kq hôm nayxoso ktxổ số megaxổ số mới nhất hôm nayxoso truc tiepxoso ViệtSX3MIENxs dự đoánxs mien bac hom nayxs miên namxsmientrungxsmn thu 7con số may mắn hôm nayKQXS 3 miền Bắc Trung Nam Nhanhdự đoán xổ số 3 miềndò vé sốdu doan xo so hom nayket qua xo xoket qua xo so.vntrúng thưởng xo sokq xoso trực tiếpket qua xskqxs 247số miền nams0x0 mienbacxosobamien hôm naysố đẹp hôm naysố đẹp trực tuyếnnuôi số đẹpxo so hom quaxoso ketquaxstruc tiep hom nayxổ số kiến thiết trực tiếpxổ số kq hôm nayso xo kq trực tuyenkết quả xổ số miền bắc trực tiếpxo so miền namxổ số miền nam trực tiếptrực tiếp xổ số hôm nayket wa xsKQ XOSOxoso onlinexo so truc tiep hom nayxsttso mien bac trong ngàyKQXS3Msố so mien bacdu doan xo so onlinedu doan cau loxổ số kenokqxs vnKQXOSOKQXS hôm naytrực tiếp kết quả xổ số ba miềncap lo dep nhat hom naysoi cầu chuẩn hôm nayso ket qua xo soXem kết quả xổ số nhanh nhấtSX3MIENXSMB chủ nhậtKQXSMNkết quả mở giải trực tuyếnGiờ vàng chốt số OnlineĐánh Đề Con Gìdò số miền namdò vé số hôm nayso mo so debach thủ lô đẹp nhất hôm naycầu đề hôm naykết quả xổ số kiến thiết toàn quốccau dep 88xsmb rong bach kimket qua xs 2023dự đoán xổ số hàng ngàyBạch thủ đề miền BắcSoi Cầu MB thần tàisoi cau vip 247soi cầu tốtsoi cầu miễn phísoi cau mb vipxsmb hom nayxs vietlottxsmn hôm naycầu lô đẹpthống kê lô kép xổ số miền Bắcquay thử xsmnxổ số thần tàiQuay thử XSMTxổ số chiều nayxo so mien nam hom nayweb đánh lô đề trực tuyến uy tínKQXS hôm nayxsmb ngày hôm nayXSMT chủ nhậtxổ số Power 6/55KQXS A trúng roycao thủ chốt sốbảng xổ số đặc biệtsoi cầu 247 vipsoi cầu wap 666Soi cầu miễn phí 888 VIPSoi Cau Chuan MBđộc thủ desố miền bắcthần tài cho sốKết quả xổ số thần tàiXem trực tiếp xổ sốXIN SỐ THẦN TÀI THỔ ĐỊACầu lô số đẹplô đẹp vip 24hsoi cầu miễn phí 888xổ số kiến thiết chiều nayXSMN thứ 7 hàng tuầnKết quả Xổ số Hồ Chí Minhnhà cái xổ số Việt NamXổ Số Đại PhátXổ số mới nhất Hôm Nayso xo mb hom nayxxmb88quay thu mbXo so Minh ChinhXS Minh Ngọc trực tiếp hôm nayXSMN 88XSTDxs than taixổ số UY TIN NHẤTxs vietlott 88SOI CẦU SIÊU CHUẨNSoiCauVietlô đẹp hôm nay vipket qua so xo hom naykqxsmb 30 ngàydự đoán xổ số 3 miềnSoi cầu 3 càng chuẩn xácbạch thủ lônuoi lo chuanbắt lô chuẩn theo ngàykq xo-solô 3 càngnuôi lô đề siêu vipcầu Lô Xiên XSMBđề về bao nhiêuSoi cầu x3xổ số kiến thiết ngày hôm nayquay thử xsmttruc tiep kết quả sxmntrực tiếp miền bắckết quả xổ số chấm vnbảng xs đặc biệt năm 2023soi cau xsmbxổ số hà nội hôm naysxmtxsmt hôm nayxs truc tiep mbketqua xo so onlinekqxs onlinexo số hôm nayXS3MTin xs hôm nayxsmn thu2XSMN hom nayxổ số miền bắc trực tiếp hôm naySO XOxsmbsxmn hôm nay188betlink188 xo sosoi cầu vip 88lô tô việtsoi lô việtXS247xs ba miềnchốt lô đẹp nhất hôm naychốt số xsmbCHƠI LÔ TÔsoi cau mn hom naychốt lô chuẩndu doan sxmtdự đoán xổ số onlinerồng bạch kim chốt 3 càng miễn phí hôm naythống kê lô gan miền bắcdàn đề lôCầu Kèo Đặc Biệtchốt cầu may mắnkết quả xổ số miền bắc hômSoi cầu vàng 777thẻ bài onlinedu doan mn 888soi cầu miền nam vipsoi cầu mt vipdàn de hôm nay7 cao thủ chốt sốsoi cau mien phi 7777 cao thủ chốt số nức tiếng3 càng miền bắcrồng bạch kim 777dàn de bất bạion newsddxsmn188betw88w88789bettf88sin88suvipsunwintf88five8812betsv88vn88Top 10 nhà cái uy tínsky88iwinlucky88nhacaisin88oxbetm88vn88w88789betiwinf8betrio66rio66lucky88oxbetvn88188bet789betMay-88five88one88sin88bk88xbetoxbetMU88188BETSV88RIO66ONBET88188betM88M88SV88Jun-68Jun-88one88iwinv9betw388OXBETw388w388onbetonbetonbetonbet88onbet88onbet88onbet88onbetonbetonbetonbetqh88mu88Nhà cái uy tínpog79vp777vp777vipbetvipbetuk88uk88typhu88typhu88tk88tk88sm66sm66me88me888live8live8livesm66me88win798livesm66me88win79pog79pog79vp777vp777uk88uk88tk88tk88luck8luck8kingbet86kingbet86k188k188hr99hr99123b8xbetvnvipbetsv66zbettaisunwin-vntyphu88vn138vwinvwinvi68ee881xbetrio66zbetvn138i9betvipfi88clubcf68onbet88ee88typhu88onbetonbetkhuyenmai12bet-moblie12betmoblietaimienphi247vi68clupcf68clupvipbeti9betqh88onb123onbefsoi cầunổ hũbắn cáđá gàđá gàgame bàicasinosoi cầuxóc đĩagame bàigiải mã giấc mơbầu cuaslot gamecasinonổ hủdàn đềBắn cácasinodàn đềnổ hũtài xỉuslot gamecasinobắn cáđá gàgame bàithể thaogame bàisoi cầukqsssoi cầucờ tướngbắn cágame bàixóc đĩaAG百家乐AG百家乐AG真人AG真人爱游戏华体会华体会im体育kok体育开云体育开云体育开云体育乐鱼体育乐鱼体育欧宝体育ob体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育开云体育开云体育棋牌棋牌沙巴体育买球平台新葡京娱乐开云体育mu88qh88
There are 144 comments on this post
  1. Наталья
    19 ноября, 2014, 3:38 пп

    ООО «А» и ООО «Б» заключили договор подряда.
    «Б» нарушило сроки выполнения работ.
    Должно ли «А» уведомлять его о расторжении договора или сразу обращаться в суд. «А» отправлял «Б» только претензию на возврат аванса)))
    Заранее спасибо,,,

  2. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:38 пп

    Добрый день! Для ответа на Ваш вопрос необходимо понимать какого результата Вы хотите добиться и соответственно с каким требованием Вы планируете обратиться в суд. Кроме того, для того, чтобы ответить однозначно необходимо ознакомиться с договором подряда. Если вы сформулируете свой вопрос более корректно, я с удовольствием вам отвечу.
    П.С. Убедительная просьба — задавайте вопросы через форму обращения.

  3. Eugene32rus
    19 ноября, 2014, 3:38 пп

    Добрый день У меня возникает такой вопрос!
    Я как подрядчик заключил договор на выполнение работ, но на данный момент работы выполненный не до конца, но уже появляются дополнительные работы(экономически не выгодные для меня) не оговоренные с заказчиком ранее( До начала работ, работы оговаривались только лишь в устном порядке.) Могу ли я отказаться от договора без плохих последствий для себя. Если да, то как это сделать??
    С уважением, Евгений.

  4. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:38 пп

    Добрый день!
    Ответил Вам на почту, так как для комментария получился слишком длинный текст…

  5. Сергей
    19 ноября, 2014, 3:38 пп

    Как подрядчик может расторгнуть договор подряда с заказчиком , не приступив к исполнению обязательств?

  6. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:39 пп

    Добрый день!
    Представляется, что если Вашим договором не предусмотрено право подрядчика на односторонний отказ от исполнения договора, в одностороннем порядке «расторгнуть договор подряда» невозможно.
    В соответствии со ст. 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, по требованию одной из сторон судом, либо, если отказ допускается законом или соглашением сторон — в случае одностороннего отказа от исполнения договора. Законом (ГК РФ) право подрядчика на отказ от исполнения договора подряда, в отсутствие предусмотренных ГК оснований, не предусмотрено.
    Таким образом, расторжение договора возможно только по соглашению сторон.

  7. Марина
    19 ноября, 2014, 3:39 пп

    Коллеги, как лучше поступить, если подрядчик уклоняется от выполнения гарантийных обязательств, а договором предусмотрено, что «подрядчик обязан выполнить все гарантийные обязательства за свой счет и под свою ответственность». Подавать иск о расторжении договора или об обязании выполнить гарантийные обязательства?

  8. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:39 пп

    Добрый день!
    Я тут один наполняю блог, отвечаю на вопросы и прочее, так что «коллега», а не «коллеги».
    Что касается предмета иска, то сначала необходимо определиться с тем, чего Вы хотите получить «на выходе», так как сомневаюсь, что получив решение суда о расторжении договора Ваши претензии будут удовлетворены.
    При этом понятие «гарантийные обязательства» является не корректным, если такое содержится в договоре.
    Представляется, что Вам необходимо выбрать требования, предусмотренные ст. 723 ГК РФ — безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять из предусмотрено в договоре подряда.
    Обратите внимание, что если договором не предусмотрено право заказчика устранять недостатки, перед тем как устранять недостатки следует уведомить подрядчика о необходимости такие недостатки устранить.

    С наилучшими пожеланиями,
    Адвокат, Мугин Александр С.

  9. Светлана
    19 ноября, 2014, 3:39 пп

    Здравствуйте.
    Добрый день У меня возникает такой вопрос!
    Я как подрядчик заключил договор на выполнение работ на 2-х объектах, но на данный момент работы выполнены на 1-ом,за который деньги получены, но при работе на 1-ом объекте оказалось, что объем работ больше,чем предполагалось( До начала работ, работы оговаривались только лишь в устном порядке.) Могу ли я отказаться от выполнения 2-го объекта по договору без плохих последствий для себя. Если да, то как это сделать??

  10. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:39 пп

    Добрый день!
    Честно говоря не совсем понял работы по какому из двух объектов «оговаривались лишь в устном порядке». При этом односторонний отказ от исполнения обязательства, в соответствии со ст. 310 ГК РФ, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таким образом, начать выполнять работу вы обязаны, а вот в случае наступления обстоятельств, предусмотренных ст. 716, 719 ГК РФ, либо п. 5 ст. 709, при наличии определенных условий можно будет отказаться от исполнения договора.

    С наилучшими пожеланиями,
    Адвокат, Мугин Александр С.

  11. Сергей
    19 ноября, 2014, 3:45 пп

    Здравствуйте. подрядчик в одностороннем порядке расторг договор на основании моей претензии в связи с нарушением срока,но у меня в претензии были другие требования:уменьшить цену и получить неустойку.я не хотел расторгать договор.на каком основании подрядчик его расторг?законно ли это?ведь это получается односторонний отказ и мне подрядчик должен вернуть уплаченный аванс в полном размере по ст.28 закона о защите прав потребителей?

  12. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:45 пп

    Добрый день!
    Видимо Вы несколько сами запутались в понятиях, сначала пишете, что подрядчик «расторг договор на основании претензии», потом спрашиваете «на каком основании подрядчик его расторг?».
    Основания для расторжения, если такие есть, скорее всего указаны в уведомлении о расторжении и я уж точно не знаю на каком основании подрядчик расторг договор. Расторгнуть договор подрядчик на основании претензии заказчика, конечно, не может. Законно или не законно подрядчик расторг договор я ответить не могу без изучения всех документов.
    Что касается аванса, то он тоже возвращается далеко не во всех случаях.

    С наилучшими пожеланиями,
    Адвокат, Мугин Александр С.

  13. Сергей
    19 ноября, 2014, 3:45 пп

    в претензии я указал требования в уменьшении цены и оплаты неустойки.я был заинтересован в том,чтобы они закончили работу, а они на основании моей претензии расторгли договор. в уведомлении они прямо прописали что на основании моей претензии договор был расторгнут. и ссылаются на п.8.2. договора- любые изменения и дополнения действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще, уполномоченными на то лицами.

  14. Людмила
    19 ноября, 2014, 3:45 пп

    Здравствуйте . Наша организация заключила договор на обслуживание . После неоднократного невыполнения заказчиком обязательств по оплате за выполненные работы наше предприятие обратилось с письмом о погашении долга . Долг так и не был погашен , но от заказчика пришло письмо о расторжении договора с нашим предприятием договора . Как можно можно получить долги ? Только написав претензию а затем иск ? Либо при досрочном расторжении договора существует обязанность погашения всех долгов со стороны заказчика ? Спасибо

  15. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:45 пп

    Добрый день!
    Вы сами ответили на свой вопрос — обратиться в суд с требованием о взыскании денежных средств. Наличие обязанности «погашения всех долгов» у стороны договора не всегда приводит к пополнению банковского счета другой стороны.
    Пожалуйста, задавайте вопросы через форму обращения!

    С наилучшими пожеланиями,
    Адвокат, Мугин Александр С.

  16. Айсылу
    19 ноября, 2014, 3:46 пп

    Здравствуйте! В каких статьях есть описание того, что в каком случае может расторгнуть, возместить ущерб и отказ от работы договор подряда заказчик и подрядчик.

  17. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:46 пп

    Добрый день!
    Если я Вас правильно понял, то смотрите статьи 715, 716, 717, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    С наилучшими пожеланиями,
    Адвокат, Мугин Александр С.

  18. светлана
    19 ноября, 2014, 3:46 пп

    Доброго времени суток. Помогите,пожалуйста,разобраться.Я хочу расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке.В договоре есть пункт о расторжении.Там указывается,что нужно уведомить о расторжении за 30 дней.Но ситуация такая,что офис фирмы закрыт,на звонки никто не отвечает,в том числе и на мобильном директора. Будет ли считаться,если я отправлю уведомление на адрес фирмы,ведь понятно,что ответа не последует. А еще я хочу подать в суд и потребовать возвращения аванса с процентами за пользование моими деньгами,но не знаю ,как правильно-сначала уведомление или иск в суд,?Помогите,пожалуйста,разобраться!

  19. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:46 пп

    Добрый день!
    Что касается отказа от исполнения договора, то отказ, как указано в вышеуказанной статье, считается совершенным по факту воспринятости его контрагентом договора. При этом в настоящее время практика идет по пути признания риска получения юридически значимых сообщений за лицом, которому такие сообщения адресованы. Отправьте подрядчику телеграмму, краткую: «ООО «Заказчик» отказывается от исполнения договора от 00.00.0000 № 000″ и получите на почте документ, из которого будет следовать почему телеграмма не вручена, отказ получить или отсутствие по месту нахождения.
    Совершить действия, направленные на расторжение договора перед обращением в суд важно, так как в случае, если договор действующий, то у суда не будет оснований для взыскания денежных средств.

    С наилучшими пожеланиями,
    Адвокат, Мугин Александр С.

  20. светлана
    19 ноября, 2014, 3:46 пп

    Здравствуйте. Благодарю за ответ. Если позволите,еще один вопрос. Обязательно ли отправлять претензию до иска в суд? Я считаю,что если в договоре с подрядчиком это не обозначено,то можно обойтись без претензии. Мнения юристов по этому поводу расходятся.

  21. Андрей
    19 ноября, 2014, 3:46 пп

    Добрый день.
    у меня был подписан договор подряда на выполнение работ по подключению 3х коммуникаций(газ,вода и электричество).Подрядчик из 3х коммуникаций подключил 2,в обозначенный срок.последнюю из-за невозможности подключения просрочил.В итоге договорились на возврат средств,но подрядчик в замен подписания соглашения по рассрочке возврата средств за неподключенную коммуникацию требует подписания актов приемки на подключенные услуги.Вопрос-можно ли расторгнуть договор подряда и вернуть средства законным способом через суд,после расторжения или прогнуться под подрядчика(чего не очень хочется,так как есть сомнения в качестве подключенных коммуникаций).
    Спасибо

  22. Mugin Alexandr S.
    19 ноября, 2014, 3:46 пп

    Добрый день!
    Из вопроса не понятно как вы все таки решили расторгнуть договор — по соглашению сторон, в одностороннем порядке или через суд.
    В случае расторжения договора принять фактически выполненную работу было бы правильно. Если у Вас есть сомнения в качестве результата выполненной работы — закажите экспертизу, Ваши сомнения не могут служить основанием для отказа в приемке.
    Также не понятно какие способы кроме «законного» вы имеете в виду для судебного расторжения договора и возвращения неотработанного аванса.

    С наилучшими пожеланиями,
    Адвокат, Мугин Александр С.

  23. Павел
    18 февраля, 2015, 8:02 дп

    Добрый день.
    Заключен договор подряда.
    По договору заказчик обязан обеспечить необходимой документацией подрядчика чтобы тот приступил к работе.
    До сих пор этого не сделана.
    Можем ли мы как подрядчики расторгнуть в одностороннем порядке договор, если да то на какую норму ГК ссылаться.
    Заранее спасибо.

    • Mugin Alexandr S.
      18 февраля, 2015, 2:05 пп

      Добрый день!
      Представляется, что правильным было бы с первого дня, когда вам не передали документацию, уведомить заказчика об обстоятельствах, не позволяющих выполнить работу в срок, а уже потом (или сейчас) отказываться от исполнения договора по правилам ст. 716 ГК РФ. Из вашего комментария не понятно приостанавливали ли вы работу. Если ждать больше времени нет, а обязанность передать документы предусмотрена договором — отказывайтесь от исполнения договора на основании ст. 719 ГК РФ.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  24. Ольга
    08 апреля, 2015, 4:04 пп

    Александр, добрый день!

    Вопрос такой. Мы заключаем договор на предоставление комплекса услуг связи и на работы по строительству волс.
    Можем ли мы прописать в договоре в разделе ответственность сторон такое условие:
    при расторжении договора Заказчиком до истечения 12 месяцев с даты начала оказания услуг, Исполнитель (то есть мы) можем взыскать с заказчика неустойку в размере N суммы.
    Таким условием мы хотим подстраховаться от того, что Заказчик расторгнет договор раньше, чем через год, и наши затраты на строительство волс не окупятся.

    Заранее спасибо,
    Ольга.

    • Mugin Alexandr S.
      08 апреля, 2015, 4:29 пп

      Добрый день!
      Прописать, конечно, можете, только в случае, если заказчик не захочет уплачивать неустойку за досрочное расторжение договора, взыщет ее суд или нет будет зависеть от того, что конкретно вы пропишите в договоре. Соизмеримость неустойки последствиям нарушения условий договора вещь очень абстрактная и вверять судьбу получения такой неустойки полностью в руки суда я бы не стал. Вариантов как подстраховаться несколько. Понадобится помощь — обращайтесь, с удовольствием помогу.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  25. Вадим
    01 мая, 2015, 6:26 пп

    Здравствуйте, Александр.

    Подрядчик выполнил работы по покраске фасада осенью 14 года, был подписан акт приемки и наступил гарантийный срок. В течение этого срока краска облупилась/отвалилась. Предполагая, что подрядчик и на этот раз выполнит работу некачественно, а может даже затянет со сроком, могу ли я выполнить работу за свой счёт, потребовав от подрядчика выплату компенсации?

    Заранее спасибо за ответ

    • Mugin Alexandr S.
      07 мая, 2015, 11:56 пп

      Добрый день!
      Прошу прощения за задержку с ответом.
      Если договором не предусмотрено устранение заказчиком недостатков самостоятельно, то устранить и даже потребовать «выплату компенсации» можете, а вот со взысканием стоимости устранения в судебном порядке могут быть проблемы. Чтобы самостоятельно устранить недостатки и взыскать стоимость устранения с подрядчика необходимо создать переписку из которой будет очевидно, что подрядчик уклоняется от исполнения обязательств.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  26. Александр
    06 мая, 2015, 3:39 пп

    Добрый день, Александр!
    Вкратце опишу ситуацию
    Наша компания, как заказчик, заключила договор, предметом которого являлось создание исполнителем дизайн-проекта, а также услуги, выполняемые иждивением исполнителя по изготовлению, монтажу и демонтажу выставочных конструкций. Данные конструкции передавались заказчику в срочное пользование для проведения выставки (4 дня).
    Работы были оплачены 100% авансом.
    Результат работ по акту нам передан не был из-за отсутствия уполномоченного представителя исполнителя.
    На третий день выставки часть металлической конструкции обрушилась по причине некачественного исполнения исполнителя своих обязательств и отступления им от проекта: не были установлены страховочные подвесы.
    Факт обрушения был зафиксирован устроителями выставки.
    В результате, чтобы не подвергать сотрудников и посетителей опасности, нам пришлось выставочные мероприятия прекратить.
    Вопрос: можем ли мы отказаться от исполнения своих обязательств по договору и потребовать от исполнителя возврата перечисленного ему аванса?

    Заранее благодарен за ответ,
    с уважением,
    Александр.З

    • Mugin Alexandr S.
      08 мая, 2015, 12:00 дп

      Добрый день!
      Чтобы посоветовать конкретный алгоритм действий по вашему вопросу мне необходимо ознакомиться с документами. Я не понял на что была направлена действительная воля сторон при заключении договора. Уверен, что можно что-нибудь придумать в этой ситуации.
      Понадобится юридическая помощь — обращайтесь, с удовольствием помогу.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  27. Инна
    22 мая, 2015, 12:13 пп

    Здравствуйте, Александр!
    Подскажите, пожалуйста, можно ли взыскать предоплату за не оказанные подрядные работы, если договор мы не расторгали с подрядчиком? Просто наняли другую организацию и все.
    Прошло 2 месяца и сейчас решили идти в суд, чтоб взыскать предоплату. При этом изначально подрядчик исполнял обязательства (было подписано 2 акта выполненных работ), а потом получил предоплату и пропал…
    Заранее спасибо за Вашу консультацию.
    С уважением, Инна.

    • Mugin Alexandr S.
      29 мая, 2015, 12:01 пп

      Добрый день!
      Прошу прощения за задержку с ответом.
      Если коротко — то да, можно. Понадобится помощь, обращайтесь, с удовольствием помогу.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  28. Сергей
    02 июня, 2015, 10:48 дп

    Здравствуйте, Александр.
    Мы подрядчики заключили в 2014году договор на вырубку леса срок исполнения март 2015, работы еще не выполнены. Договор не продляли только созваниваемся с заказчиком тот никаких претензий не выставляет, только говорит делайте как можете. Работу выполнить не сможем (высокий уровень воды, отсутствие рабочей силы в поселке и многое другое). Как нам расторгнуть договор без последствий? В договоре есть пункты где расторжение может быть по соглашению сторон с возмещением убытков. Еще есть пункт где прописано что возможно расторжение договора в одностороннем порядке на основании письменного уведомления.

    • Mugin Alexandr S.
      02 июня, 2015, 3:16 пп

      Добрый день!
      Теоретически по соглашению сторон вы можете расторгнуть договор без негативных последствий для вашей компании, из вашего комментария я не увидел, что заказчик против. Если же заказчик против, а работу вы не можете выполнить по объективным, не зависящим от вас причинам, то в соответствии со ст. 716 ГК РФ вы обязаны незамедлительно уведомить об этом заказчика. Тут главный вопрос в том, может ли заказчик повлиять на такие обстоятельства, скажем, отсутствие рабочей силы в поселке — это ваша проблема, а не заказчика, заказчик не должен страдать от того, что вы взялись выполнить работу в то время, когда у вас некому ее выполнять.
      Если обстоятельства, по которым вы не можете выполнить работу не будут устранены заказчиком (если он может изменить указание о способе выполнения работы и пр.), то у вас появляется право отказаться от исполнения договора.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  29. Сергей
    03 июня, 2015, 1:21 пп

    Спасибо

  30. Екатерина
    16 июня, 2015, 10:08 дп

    Добрый день!
    Подрядчик отказывается выполнять работы, требуя увеличения цены. Основания для такого требования имеются, однако сумма увеличения завышена и не обоснованна. Договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным зак-ов РФ. Односторонний отказ есть только у Заказчика. Заказчик заинтересован в продолжении выполнения работ Подрядчиком. Может ли он принудить его это делать? В случае, если Подрядчик все же уйдет с объекта какие существуют способы возмещения убытков у Заказчика? Имеет ли право Заказчик не оплачивать фактически выполненные, но не принятые работы. В договоре написано «Оплате по настоящему договору подлежат фактически выполненные Подрядчиком и принятые в установленном порядке работы».

    • Mugin Alexandr S.
      17 июня, 2015, 1:49 пп

      Добрый день! Такого способа защиты права как принуждение выполнить работы нет. Способы возмещения убытков есть внесудебные и судебный. По хорошему, фактически выполненные работы вы оплатить, конечно, должны, вопрос в том, если вы не оплатите такие работы как подрядчик будет доказывать их объем и стоимость. Понадобится юридическая помощь — обращайтесь.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Екатерина
        18 июня, 2015, 4:56 дп

        Добрый день,Александр! Скажите, а что Вы имеете ввиду под «внесудебном» возмещении убытков?
        И не совсем понятно , в случае если мы не оплачиваем работы, какие у нас возникают риски? Сможет ли подрядчик взыскать с нас за фактически выполненным им работы стоимость их, установленную договором или нет ? Если, да, можно ли будет уменьшить договорную стоимость в суде? Дело в том, что ни один Акт скрытых работ Подрядчиком и Заказчиком не был подписан. В договоре не оговорена процедура приемки скрытых работ, и фактически на их приемку Подрядчик ни разу официально Заказчика не приглашал. То есть все работы были закрыты без освидетельствования Заказчика.
        Соответственно в связи с самовольным отказом Подрядчика, без оснований, от выполнения работ, оплачивать выполненные работы по цене договора Заказчик не хочет.
        Спасибо!

        • Mugin Alexandr S.
          19 июня, 2015, 7:16 пп

          Добрый день!
          Под «внесудебным» возмещением убытков я имею в виду досудебное урегулирование спора.
          Что касается ваших рисков в случае не оплаты работы, то, думаю, в качестве таких можно назвать риск взыскания стоимости работ в судебном порядке, а также взыскание всех судебных расходов. Оценить на сколько данный риск значителен без изучения документов не могу.
          Также не смогу однозначно ответить сможет ли подрядчик взыскать с вам «за фактические выполненные им работы стоимость их».

          С наилучшими пожеланиями,
          Адвокат Мугин Александр С.

          • Екатерина
            22 июня, 2015, 4:38 дп

            Александр, спасибо Вам большое за проффессиональный ответ! Будем сейчас тогда пытаться урегулировать спор в досудебном порядке.

  31. Виктория
    23 июня, 2015, 10:19 пп

    Александр, добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующей ситуацией. По договору подряда подрядчик по индивидуальным размерам заказчика изготавливает оборудование и производит его монтаж. Если заказчик нарушает свои обязательства по договору, то подрядик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. Вопрос заключается в том, обязан ли заказчик в данном случае оплатить подрядчику стоимость изготовленного оборудования в полном объеме?

    • Mugin Alexandr S.
      26 июня, 2015, 3:21 пп

      Добрый день!
      Если говорить о последствиях прекращения договора по ст. 719 ГК РФ (неисполнение заказчиком встречных обязательств по договору), то п. 2 данной статьи установлено, что подрядчик вправе потребовать возмещения убытков, под которыми, в свою очередь, согласно ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
      Не совсем понял вопрос: обязан оплатить в полном объеме или оплатить то, что уже изготовлено в полном объеме, но с учетом приведенных положений ст. 15 ГК РФ, я думаю, вам будет понятно какую суммы вы вправе требовать от заказчика.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  32. Ксения Е.
    01 июля, 2015, 3:52 пп

    Добрый день! В договоре на ремонт помещения с физическим лицом имелся пункт об одностороннем расторжении договора в случае ненадлежащего качества выполнения работ и отсутствии необходимости в приемке работ в случае расторжения договора. В процессе выполнения качества работ стало понятно, что Подрядчик нанял низкоквалифицированный персонал и в процессе Заказчиком был выявлен ряд нарушений проектной документации и дефектов, которые Подрядчиком были устранены не полностью, а в последствии выяснились скрытые дефекты, которые и вовсе не устранены. Все это я обозначила в претензии. Претензию я отправила вместе с уведомлением о расторжении договора, в которой всё расписала по пунктам. Фотографии рабочего процесса не прикладывала, но они у меня имеются. При этом там же был отчет о выплатах Заказчика Подрядчику, которые составляют аванс 50%+ издержки за некачественную/невыполненную работу. В уведомлении о расторжении я указала, что Заказчик не предъявляет требования по возврату Заказчику каких-либо денежных средств (т.е. пошла на мировую). В претензии указала скрытые дефекты, выявленные в процессе укладки пола профессиональным мастером — кусок пола при монтаже отвалился из-за неустраненного недостатка подготовки основания (есть фото и в акте с мастером данный дефект зафиксирован, я устраняла его за свой счет руками этого профессионального мастера) и перечнем невыполненных работ. В ответ Подрядчик представил акт в котором указал все выполненные работы (не все из полного перечня в смете) и требование оплатить ему время за простои по вине Заказчика (которые нигде не зафиксированы)+ всю сумму по договору. В дополнении ко всему он угрожал мне расправой в случае если я ему всю сумму не оплачу. Должна ли я отвечать на его акт? Какие действия я должна предпринять?

    • Mugin Alexandr S.
      06 июля, 2015, 12:02 пп

      Добрый день!
      По хорошему, если вы не согласны с объемом или стоимостью работ, указанных в акте, вам следует подготовить и направить подрядчику мотивированный отказ. Что касается «расправы», то можете обратиться в правоохранительные органы. Чтобы посоветовать что-то более конкретное необходимо изучать документы. Если вам нужен оперативный ответ — звоните.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  33. Игорь
    03 августа, 2015, 8:05 дп

    Доброе время!Я,как заказчик вправе отказаться от исполнения договора по причине некачественного выполнения работы. В случае отказа от договора по этому основанию заказчик не будет обязан возмещать расходы подрядчика, более того, я вправе требовать от последнего компенсации понесенных убытков. Кто в этом случае занимается оценкой выполненных работ и их качества? Имеются существенные недостатки по моему мнению,так же скрытые,которые требуют существенных затрат,работы так же не закончены по некоторым позициям сметы,об этом неоднократно сообщалось подрядчику,выставлялись сроки по их устранению в претензии.Спасибо

    • Mugin Alexandr S.
      04 августа, 2015, 9:39 дп

      Добрый день!
      Я бы не был так категоричен, утверждая, что заказчик не будет обязан возмещать расходы подрядчика, поскольку совсем не факт что наличие любых недостатков в результате выполненной работы освобождает заказчика от обязанности работу оплатить. Что же касается «оценки», то вы можете обратиться в любую организацию, осуществляющую строительно-технические экспертизы.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  34. Кузнецов
    26 августа, 2015, 11:07 пп

    Подрядчик хочет расторгнуть контракт в одностороннем порядке так как подорожали строй материалы. Контрактом такое расторжение предусмотрено, как правильно расторгнуть?

    • Mugin Alexandr S.
      09 сентября, 2015, 7:28 пп

      Добрый день!
      Прошу прощение за задержку с ответом, был в отпуске.
      Из вашего вопроса не понятно чьи вы интересы представляете. Если заказчика и согласны с расторжением, то, очевидно, необходимо заключить соглашение о расторжении договора. Если же вы представляете интересы подрядчика, то необходимо направить заказчику отказ от исполнения договора.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  35. Ксения
    29 сентября, 2015, 12:22 дп

    Добрый день.

    Нам как подрядчику на согласование представлен контракт, в котором указано, что заказчик может отказаться от исполнения контракта по своему усмотрению либо в ряде случаев (и идет перечисления этих случаев).

    Возник такой вопрос: если заказчик решит отказаться от исполнения контакта по своему усмотрению, он должен будет возместить убытки и оплатить произведенные работы?

    Может получиться так, что он откажется от контракта и ничего не должен будет платить, т.к. контрактом это не предусмотрено?

    • Mugin Alexandr S.
      03 октября, 2015, 12:39 пп

      Добрый день!
      Честно говоря не совсем понял вопрос, но по общему правилу в случае расторжения договора как минимум фактически выполненная работа должна быть оплачена.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  36. Борис
    29 октября, 2015, 5:55 пп

    По договору подряда заказчик взял обязательства выдать исполнителю исходные данные в виде технического задания (документ 1) и в виде схемы с планировкой и размерами (документ 2). Исполнитель взял обязательства разработать эскиз (этап 1) и чертеж (этап 2).
    Заказчик выдал техническое задание (документ 1) при подписании договора, а схему (документ 2) не разработал и не выдал исполнителю. Исполнитель выполнил этап 1 с задержкой сроков, календарный план договора не менялся и исполнитель задержал исполнение работ по этапу 2.
    Заказчик принял решение об отказе от исполненения договора в соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ. Правомерно ли применение заказчиком в этом случае пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если заказчик не выполнил свои обязательства по представлению исходных данных (документ 2), что привлекло к увеличению объема работ (документ 2 пришлось разрабатывать исполнителю самостоятельно)

    • Mugin Alexandr S.
      13 ноября, 2015, 12:34 пп

      Добрый день!
      Слишком мало вводных, чтобы оценивать ситуацию. Если у подрядчика отсутствуют письменные доказательства приостановки работ, в связи с возникновением обстоятельств, не зависящих от подрядчика, то вероятнее всего подрядчик должен отвечать за просрочку, а у заказчика есть формальные основания для отказа от исполнения договора по правилам ст. 715 ГК РФ.
      Если хотите получать ответ более оперативно — звоните 8 906 767 45 66 (не всегда получается оперативно отвечать на сайте)

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  37. Андрей
    18 ноября, 2015, 6:05 пп

    Здравствуйте. Может ли подрядчик отказаться от исполнения договора строительного подряда по причине отсутствия авансового платежа от заказчика По договору заказчик обязан произвести такой платеж в течение 15 дней с момента подписания, а прошло уже 2 месяца.

    • Mugin Alexandr S.
      18 ноября, 2015, 6:07 пп

      Добрый день!
      Если коротко, то да — может, смотрите ст. 719 ГК РФ. Понадобится помощь — обращайтесь.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Андрей
        18 ноября, 2015, 6:19 пп

        Спасибо за ответ. Хотелось бы уточнить. В договоре прописаны основания, по которым заказчик может его расторгнуть. О подрядчике ни слова. В таком случае надо руководствоваться ГК?

        • Mugin Alexandr S.
          18 ноября, 2015, 6:27 пп

          Пожалуйста. Да, надо руководствоваться законом (ГК РФ).

          С наилучшими пожеланиями,
          Адвокат Мугин Александр С.

  38. Ольга
    02 декабря, 2015, 8:11 пп

    Добрый день! Подписан муниципальный контракт на строительные работы. Контрактом предусмотрена обязанность заказчика передать объект по акту и исполнительную документацию. Мы -подрядчики. Не получив во время данные документы ( акт и тех документы) известили подрядчика о невозможность начать работы. Имеем ли мы право отказаться от исполнения договора, если заказчик так и не исполнил свои обязательства ? Спасибо!

    • Mugin Alexandr S.
      02 декабря, 2015, 8:13 пп

      Добрый день!
      Да, имеете право. Понадобится юридическая помощь — обращайтесь, с удовольствием помогу.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  39. Анна
    16 декабря, 2015, 4:29 пп

    Наша организация участвовала в электронном аукционе. Закупка на оказание информационных, консультативных и обучающих услуг по развитию производственной системы предприятия признана несостоявшейся, так как к участию в закупке был допущен только один участник. С учетом решения комиссии Заказчиком был заключен Договор с нашей организацией( в октябре). НА сегодняшний день информация о заключенном договоре не размещена на официальном сайте. Заказчик не выходит на связь, не отвечает на письма и претензии. Действия заказчика наносят убыток нашей организации. что делать?

    • Mugin Alexandr S.
      16 декабря, 2015, 4:56 пп

      Добрый день!
      Если коротко — уведомить заказчика о том, что вы не приступаете к работе в соответствии со ст. 719 ГК РФ, о том, что вы несете убытки, оформляйте акты простоя. Соответственно можете воспользоваться своим правом отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Понадобится помощь — обращайтесь.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Анна
        17 декабря, 2015, 1:34 пп

        А какой акт простоя вы имеете ввиду?по каждому сотруднику?все задействованные сотрудники могут быть перекинуты на другие проекты, без существенного для них ущерба. Тут, вероятно, придется доказывать убытки в виде упущенной выгоды. А на практике существует много отказов по этой части, по причине недоказанности. в нашем случае просчитать упущенную выгоду очень тяжело, т.к. это консультативные, обучающие услуги.

        • Mugin Alexandr S.
          17 декабря, 2015, 1:37 пп

          Посоветовать что то более конкретное без изучения документов, боюсь, не смогу.

          С наилучшими пожеланиями,
          Адвокат Мугин Александр С.

  40. Николай
    22 декабря, 2015, 2:38 дп

    Александр подскажите пожалуйста по вот какой ситуации. Согласно договора мы должны за 10 дней предупредить об отказе от пролонгации договора. Что мы и сделали направив заявление об отказе через курьерскую службу (стороннюю тк своей нет). Но где-то через месяц другая сторона подает га гас в суд, а мы узнаем что курьеры письмо потеряли. Считается ли для суда что мы выполнили условие договора о предупреждении об отказе в пролонгации, если нашей вины в том что курьеры не доставили в срок и утеряли заявление нет? И как нам тогда быть в этой ситуации?

    • Mugin Alexandr S.
      22 декабря, 2015, 11:48 дп

      Добрый день!
      Представляется, что и другая сторона не виновата в том, что вы выбрали ненадежную курьерскую компанию. Не знаю как рассудит суд данный спор, слишком мало вводных.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  41. Мария
    18 января, 2016, 4:19 пп

    Здравствуйте!срок исполнения контракта на проектирование здания истек.подрядчик выполнил лишь первый этап работ,но работы к сдаче по актам не предъявил,так как заказчик расторг контракт в одностороннем порядке,несмотря на имеющиеся нарушения последнего по предоставлению исходной документации.возможно ли взыскать стоимость фактически выполненных до расторжения контракта работ и в каком порядке это сделать?спасибо!

    • Mugin Alexandr S.
      18 января, 2016, 4:28 пп

      Добрый день!
      Для того, чтобы оценить перспективу взыскания стоимости фактически выполненных работ мало «вводных». Вообще споры по проектированию совсем не просты, представляется, что для заказчика может не иметь потребительской ценности то, что проектировщик сделал до прекращения контракта.
      Что касается порядка взыскания, то, очевидно, что если заказчик не пожелает в добровольном порядке оплатить — взыскать можно в судебном порядке.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  42. Юлия
    20 января, 2016, 11:11 дп

    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста возможность решения следующей ситуации. Заключен договор подряда, согласно которому мы являемся Подрядчиком. Договором предусмотрена возможность расторжения Подрядчиком Договора только в случае возбуждения дела о банкротстве Заказчика. Дальнейшее выполнение работ по договору является крайне убыточным для нас, т.к. сроки выполнения работ сорваны. Заказчик, со своей стороны, долгое время не предоставлял необходимые исходные данные.Однако, на данный момент все обязательства с его стороны выполнены. Договор заключен еще в 2013 году, с того момента, в нашей организации прошли массовые сокращения людей, т.е. организация не имеет возможности (отсутствует необходимый персонал) дальнейшего выполнения работ. Подскажите пожалуйста, имеются ли у нас основания для одностороннего расторжения договора ввиду отсутствия необходимых условий для выполнения работ по договору?

    • Mugin Alexandr S.
      26 января, 2016, 11:40 дп

      Добрый день!
      Такого основания для отказа от исполнения договора как «отсутствие необходимых условий для выполнения работ» по договору нет. 716 статья ГК РФ позволяет приостановить выполнение работ, а впоследствии отказаться от исполнения договора только в случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли подрядчика. В данном случае обстоятельства, не позволяющие завершить работу целиком и полностью зависят от подрядчика.
      Тут вопрос надо решать политически, если заказчик заинтересован в результате работ, то врядли он будет настаивать на том, чтобы работы выполнялись подрядчиком, который их выполнить не может. Ищите компромисс для расторжения договора по соглашению сторон.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  43. Диана
    21 января, 2016, 10:51 дп

    Между «А» (Подрядчик) и «В»
    (Заказчик) был заключен договор подряда на ремонт помещений.
    После того, как «А» выполнило часть работ,
    «В» отказалось от исполнения договора и оплатило
    подрядчику фактически выполненные работы. «А» обратилось с иском в суд с требованием оплатить всю ра-
    боту, так как им понесены убытки от неправомерного отказа за-
    казчика от договора подряда.
    Какова правильная оценка действий сторон. Какое решение
    должен вынести суд?

    • Mugin Alexandr S.
      26 января, 2016, 11:36 дп

      Добрый день!
      Мало вводных для того чтобы дать «правильную оценку», а тем более определить «какое решение должен вынести суд».

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  44. Кирилл
    21 января, 2016, 11:56 пп

    Добрейшего времени суток!
    Заказчик и Подрядчик заключили договор на выполнение работ.
    Через 3 дня Заказчик заключает договор с другой компанией. Подрядчик узнает об этом направляет претензию и расторгает договор в одностороннем порядке при этом через суд добивается оплаты за выполненные работы.
    Возможно ли взыскать с Заказчика денежные средства в объеме если бы Подрядчик выполнял эти работы самостоятельно. (Упущенная выгода)

    • Mugin Alexandr S.
      26 января, 2016, 11:35 дп

      Добрый день!
      Теоретически ГК предусматривает такую возможность, однако судебная практика сложилась таким образом, что суды не охотно взыскивают упущенную выгоду (говорят что подрядчик мог и не достроить).

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  45. Игорь
    03 марта, 2016, 11:18 дп

    Здравствуйте!!
    Мы производили строительство объекта за свой счет на земле Заказчика.
    Заказчик по договору подряда должен был оплатить нам выполненные работы по завершении строительства.
    Сроки строительства были нарушены нами в связи с нехваткой средств.
    Сейчас мы расторгаем договор подряда, но объект построен на земле заказчика и он уже оформил на него право собственности, как на недострой.
    В договоре подряда нет пункта, регламентирующего переход собственности объекта в таком случае.
    Можем ли мы требовать возмещение расходов в таком случае? Кроме того является ли это фактической передачей объекта заказчику? Если да, то нам придется ведь платить и налог,как за продажу… Акт приема-передачи объекта не был оформлен.
    Спасибо.

    • Mugin Alexandr S.
      03 марта, 2016, 2:28 пп

      Добрый день!
      Чтобы ответить на ваш вопрос необходимо уточнить ряд сведений: не понятно у вас или заказчика возникла «нехватка средств», не понятно, что значит «расторгаем договор» — по соглашению сторон или инициативе одной стороны, какой? Куча других вопросов, в общем в рамках комментариев я вам не помогу. Понадобится помощь — звоните.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  46. Ярослав
    21 марта, 2016, 7:24 пп

    Здравствуйте!
    Заключен договор подряда со мной (физ.лицо) и организацией. Мной было отправлено уведомление о расторжении договора, через 30 дней с момента получения его организацией. В договоре данное право предусмотрено. Необходимо ли требовать с организации составления соглашения о расторжении, или описи и уведомления о вручении письма будет достаточно, в случае если организация будет говорить что договор расторгнут незаконно?
    Если оплата за выполненную работу, в срок предусмотренный договором не произведена. Я отсылаю уведомление о приостановлении работ на электронный адрес заказчика и дублирую почтовым письмом. С какого момента я могу приостановить работы, с момента нарушения сроков оплаты (уведомление на электронку отправлено за 5 дней до дня нарушения) или только с момента получения организацией почтового письма, но его организация получит только через недели две после нарушения срока оплаты.

    • Mugin Alexandr S.
      21 марта, 2016, 7:31 пп

      Добрый день!
      Отвечаю по порядку:
      1. Необходимости требовать составления отдельного документа нет.
      2. вопрос не корректный, работы вы можете приостановить в любое время, только обязаны немедленно уведомить заказчика.

      Собственно не совсем понятно относятся ли ваши вопросы к одному вопросу или двум разным, поэтому ответил на вопросы так, как они были заданы.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  47. Ярослав
    21 марта, 2016, 8:53 пп

    Спасибо.
    Организация находится в другом городе. Оплатить должны с 20-25 число выполненные работы. Но как я понял оплачивать не собираются, у них нет денег. И теперь вопрос, если я сегодня отошлю электронное уведомление, а за ним еще и почтой что приостановлю работы с 26 числа, в случае неоплаты с их стороны до 25 числа. То, с какого момента будет считаться что я уведомил заказчика надлежащим образом, с момента ими получения почтового письма или с момента получения электронного?

    • Mugin Alexandr S.
      22 марта, 2016, 11:51 дп

      Не за что.
      В данном случае все зависит от того, предусмотрена или нет договором переписка по электронной почте, если предусмотрена то как это отражено в договоре, если не предусмотрено — признает ли в будущем ваш оппонент получение письма. По поводу электронной переписки как доказательства можете почитать соответствующую статью по ссылке.

      С наилучшими пожеланиями,
      Мугин Александр С.

  48. Ярослав
    22 марта, 2016, 2:09 пп

    В договоре есть такой пункт: «допускается обмен документами по факсимильной, электронной или иной связи с последующим предоставлением оригиналов по почте или с нарочным в разумный срок, но не более чем через месяц со дня их подписания. До получения оригиналов копии документов, полученные по факсимильной, электронной или иной связи имеют юридическую силу». Но, адрес электронной почты в договоре не прописан.

    • Mugin Alexandr S.
      22 марта, 2016, 2:17 пп

      Этого не достаточно, чтобы понять последствия (указаны ли в договоре конкретные адреса?).

  49. Ярослав
    22 марта, 2016, 2:12 пп

    И вопрос, если организация изначально не собиралась платить, т.к. в процессе работы выяснилось что имеется несколько подрядчиков, причем в разных городах, которым уже давно не платят, но заключает новый договор с другими, обещая платить. можно ли это расценивать как признак мошенничества?

    • Mugin Alexandr S.
      22 марта, 2016, 2:18 пп

      Не корректный вопрос, можете расценивать как угодно, я вам тут не советчик

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  50. Ярослав
    22 марта, 2016, 5:24 пп

    Из адресов, физический адрес куда отсылать отчеты, электронный для каждодневных отчетов.

    • Mugin Alexandr S.
      22 марта, 2016, 5:26 пп

      Ярослав, я вроде уже ответил на ваш вопрос. Давайте, если у вас остались вопросы, продолжим разговор по телефону или пишите на почту. Спасибо.

  51. mudryakova
    23 марта, 2016, 10:38 пп

    Поэтому для начала Вам следует направить подрядчику извещение об отказе заказчика от исполнения договора подряда. Извещение должно быть письменным и направлено способом, обеспечивающим фиксацию факта и момента его получения подрядчиком

  52. Кирилл
    16 августа, 2016, 5:48 пп

    Добрый день! Заключил с фирмой договор подряда, сложно его расторгнуть до начала работ?

    • Mugin Alexandr S.
      17 августа, 2016, 2:20 дп

      Добрый день!
      Если по соглашению сторон, то не очень тяжело, если в одностороннем порядке, то довольно сложно (порой невозможно).

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  53. Мария
    19 августа, 2016, 3:38 пп

    Здравствуйте. Подскажите как поступить…
    С Подрядчиком был заключен договор по ремонту автомобильных дорог. Ремонт выполнили не качественно, переделывать не хотят. Подрядчик планирует убрать щебень и от фрезеровать асфальтобетонное покрытие. Что в таких ситуациях можно предпринять?
    И вопрос второй: Подрядчик сделал ремонт дороги, щебень соответствует, но не хватает объёмов в соответствии со сметной документации. Добавлять щебенку не будут, требуют чтобы с ними рассчитались с наименьшим объёмом, но пересчет смет по уменьшению объёмов по факту выполненных работ не допускается согласно ст 95 44-ФЗ. Что Заказчику можно предпринять?
    Спасибо за ответ.

    • Mugin Alexandr S.
      24 августа, 2016, 10:02 дп

      Добрый день!
      По первому вопросу встречный вопрос — акт подрядчик вам направлял? Если да — подписывайте акт с замечаниями, указываете все недостатки. Соответственно право собственности на промежуточный результат перейдет к вам, подрядчику уже не имеет право ничего разбирать. Если нет — формально материалы принадлежат ему, он может делать с ними что угодно.
      По второму вопросу — также встречный вопрос. Конечный результат выполненных работ можно использовать по назначению с наличием недостатков?
      В общем заказчику надо вести претензионную работу. Подсказать что то конкретнее без изучения фактических обстоятельств не возьмусь.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  54. Анна
    27 декабря, 2016, 6:30 пп

    Добрый день!
    Подскажите, такая ситуация, был заключен договор подряда на выполнение строительных работ, по договору предусмотрено, что стороны могут расторгнуть договор по соглашению сторон, либо в судебном порядке. Подрядчик не выполнил работы в срок, просрочка составляет 6 мес., также, в процессе выполнения работ часть работ была выполнена с недостатками, был составлен Акт замечаний, которые не были устранены, в связи с чем, заказчик направил подрядчику отказ от договора подряда ссылаясь на ст. 715 ГК РФ. В ответ на уведомление, подрядчик сообщил, что Заказчик не может в одностороннем порядке расторгнуть договор ссылаясь на то, что договор можно расторгнуть только в судебном порядке. Также, после отказа от договора, подрядчик пришел на объект и требует предоставить ему возможность устранить недостатки и сдать работы по Акту, которые не были приняты при действующем договоре. Вопрос: 1. На сколько правомерен подрядчик ссылаясь на неправильность расторжения договора? 2. Может ли подрядчик устранить недостатки не принятых работ и сдать их уже после отказа от договора, если заказчик не планирует в будущем с ним работать дальше.

    • Mugin Alexandr S.
      02 января, 2017, 1:59 пп

      Добрый день!
      По первому вопросу — представляется, что подрядчик заблуждается относительно правомерности расторжения договора во внесудебном порядке.
      По второму вопросу — тут немного сложнее, при отказе от исполнения договора правильно назначить приемку, на которой и определить стоимость и объем фактически выполненных работ. Все споры по качеству и объемам решаются с помощью экспертизы, вот на этом этапе заказчику целесообразно определиться с позицией, от которой и отталкиваться в последующем. Вопрос, возможно задан не совсем корректно, так как «может ли подрядчик устранить недостатки» или нет — зависит, по большому счету, от заказчика — захочет даст устранить, не захочет — не даст. По общему правилу, если иное не предусмотрено договором, недостатки должен устранять подрядчик, но в случае расторжения договора и определения стоимость фактически выполненных работ, после взаиморасчетов у подрядчика не должно быть желания устранять недостатки за свой счет (стоимость их устранения будет вычтена при расчетах).
      Понадобится помощь — обращайтесь.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  55. Баранка
    03 февраля, 2017, 2:43 пп

    добрый день.
    Оборот «как говорится» можно, теоретически распространить до «как говорится народом».
    Если так, то «говорится» — это не инфинитив с возвратным «-ся», а личная форма глагола «говориться». Конкретнее — 3-е лицо. Это неопределённо-личная форма, которую (опять же формально) можно себе представить, как «оно говорится». Кто или что «оно» — мы не знаем, но всё же «оно».
    По теоретической аналогии, «оно» также — что делает? — «одобряется», «утверждается» и так далее. Мягкого знака нигде нет и быть не может. Так как мы говорим не о неопределённой форме глагола.

    • Mugin Alexandr S.
      09 февраля, 2017, 9:10 дп

      Спасибо! Очень познавательно. Поправил.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  56. Ирина
    08 февраля, 2017, 1:31 пп

    Добрый день! подскажите как быть в следующей ситуации: ООО заключило несколько договоров строительного подряда с ОАО. ОАО является гигантом в своей отрасли и у него разработаны свои положения о заключении договоров подряда на своем предприятии, а именно: с каждым подрядчиком он заключает изначально договор об общих положениях по договорам подряда, заключаемым с этим подрядчиком в течение года. Т.е. сначала подписывается договор об общих положениях по договорам подряда, а уже потом подписываются отдельно договоры подряда на конкретные виды работ, в которых есть ссылка на тот общий договор. В том общем договоре прописаны все права и обязанности сторон, ответственность, порядок расторжения и изменения договора.
    Так вот в чем вопрос: при выполнении одного из договоров подряда, у ООО произошел несчастный случай на промплощадке. ОАО направило уведомление в ООО об остановке работ ООО на промплощадке ОАО по всем заключенным договорам подряда с этим ООО на период проведения проверки (расследования)по несчастному случаю. При этом указывают конкретную дату, с какой останавливаются работы. Заказчик оплатил подрядчику выполненную часть работ по договорам подряда. Расследование завершено, но на промплощадку работников ООО больше не пускают. Считается ли такая формулировка уведомления именно уведомлением о расторжении договора? Условие об одностороннем расторжении договора прописано в договоре об общих положениях по договорам подряда, который был подписан до того, как заключены все остальные договоры подряда, в которых, в свою очередь, нет пунктов о возможности одностороннего расторжения договоров. Правомочно ли было ОАО одним уведомлением расторгнуть сразу все договоры подряда с ООО, хотя несчастный случай произошел только при выполнении одного договора подряда. Возможно ли взыскать убытки с ОАО? Заранее благодарна за ответ.

    • Mugin Alexandr S.
      09 февраля, 2017, 9:04 дп

      Добрый день!
      Ответил вам по телефону — договор действующий.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  57. Марина
    18 февраля, 2017, 6:06 пп

    Добрый день. 22.11.16г был заключен договор-подряда на изготовление кухонного шкафа. Предварительно обещали привезти и смонтировать 22.12.16г. В итоге ни 22.12, ни по истечении 45 дней, т.е 01.02 мебель не была готова. Подрядчику звонила постоянно сама, откладывал каждую неделю. 15 февраля была подана претензия о возврате средств и неустойки 3%. На след. День позвонили и сказали мебель готова, прислали фото, неустойку обещали 1%. Я не согласилась. Собираюсь идти в суд, на что могу рассчитывать

    • Mugin Alexandr S.
      19 февраля, 2017, 7:51 пп

      Добрый день!
      Ответ на ваш вопрос зависит от ряда обстоятельств, которые вы не раскрыли в своем комментарии. Не понятно действующий ли договор или нет (отказались ли вы от его исполнения?). Не понятно договор ли это подряда (название договора не всегда соответствует его предмету) или договор поставки. Вам лучше договор юристу показать.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  58. Галина
    01 марта, 2017, 8:41 дп

    Заключен договор между ООО1 и ООО2 на определенный объем работ на сумму Х
    Подрядчик выполнил ориентировочно 40% от обьема работ по договору, был подписан промежуточный акт выполненных работ и частично оплачен Заказчиком
    Подрядчик прекратил выполнять работы
    Заказчик «не закрыл» оплату по акту выполненных работ
    Через некоторое время пришла претензия от подрядчика с требованием оплатить работы по подписанному акту
    Однако Заказчик в ответном письме настаивал на выполнении работ в полном объеме и указал, на тот факт, что согласно нормам договора вместе с актом выполненных работ должен быть предоставлен фотоотчет (который предоставлен не был, однако отсутствие фото не препятствовало подписанию актов и приемке работ)
    через некоторое время пришло уведомление об отказе от исполнения договора в виду не оплаты работ
    Заказчик направил ответное письмо, в котором указал, что в случае прекращения договора Подрядчику необходимо подготовить Итоговый акт сдачи работ, согласно которому между сторонами будут произведены окончательные взаиморасчеты
    Документов не последовало, однако последовал иск в суд
    Я представляю интересы Заказчика, пытались в досудебном порядке, во внесудебном (не в заседаниях) беседовать в подрядчиком и пояснить им — будет итоговый акт — будет оплата, нужно закрыть работы и договор по бухгалтерии. Но Подрядчик будто не слышит…
    Возможно на мой вопрос непросто так ответить без изучения всех документов (но постаралась максимально описать).
    Вопрос в следующем: учитывая невыполнение полного объема работ по договору, нарушения условий договора по предоставлению фотоотчета, непредставление итогового акта (также по договору подготовка ППР лежала на Подрядчике, но он его не подготовил и мы делали его самостоятельно, а там для подрядчика штраф 10 т.р. за каждый день просрочки предоставления ППР, они банально устно сказали что делать не могут, не будут, так как времени искать другого исполнителя не было — сделали сами ППР) взыщет ли суд денежные средства в пользу Подрядчика за выполненные работы? Может способом защиты стоит выбрать подачу встречного иска с предъявлением своих требований (Акт, штрафы за отстутствие ППР, нарушение сроков) — хотелось мирным путем разойтись, но Подрядчик повторюсь, просто не слышит что нам требуется Итоговый акт (в соответствии с требованиями Договора)
    Заранее благодарю

    • Mugin Alexandr S.
      01 марта, 2017, 7:03 пп

      Добрый день!
      Если коротко, то подрядчику надо доказать стоимость фактически выполненных работ (например, экспертизой) и суд взыщет выполненные за работу деньги. Отсутствие итогового акта при расторгнутом договоре подряда не имеет правового значения для вашего спора.
      Что то более конкретно и по позиции заказчика можно сказать только после изучения документов.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  59. Елена
    06 апреля, 2017, 11:31 пп

    Добрый день. Заключен договор подряда по 44-ФЗ. Подрядчиком работы выполнены частично некачественно (подтверждено заключением экспертизы). Заказчиком неоднократно направлялись требования об устранении недостатков работ. Недостатки не устранены в разумный срок. Подрядчиком представлен акт КС2 КС3. Заказчик по условиям контракта не подписал акты ввиду некачественно выполненных работ. Контрактом предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения договора. Помогите разобраться что предпочтительнее для Заказчика: односторонний отказ или расторжение в судебном порядке? Нужно ли оплачивать стоимость частично выполненных работ если стоимость устранения недостатков (с учетом демонтажа и повышения стоимости на материалы) превышает стоимость контракта?

    • Mugin Alexandr S.
      09 апреля, 2017, 11:52 дп

      Добрый день!
      Если контрактом предусмотрена возможность одностороннего отказа, то расторгать в суде не надо (да и суд не будет). В случае недостатков по требованию любой стороны должна быть назначена экспертизы, соответственно вам предпочтительней подготовить мотивированный отказ от приемки, провести экспертизу, предварительно уведомив подрядчика, а затем, когда будет понятна стоимость фактически выполненных работ и стоимость устранения недостатков принимать решение.
      А вообще до предоставления всех документов прошу не рассматривать мои советы как руководство к действию.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  60. Надежда
    18 апреля, 2017, 6:01 пп

    Здравствуйте. Заключили договор на ремонт балкона. Были сделаны только замеры и уплачена предварительная оплата. Вскоре решили расторгнуть договор. Никаких работ еще не было сделано, так же ничего не было оплачено.Подрядчик требует полное возмещение понесенных им расходов. Законно ли?

    • Mugin Alexandr S.
      18 апреля, 2017, 6:10 пп

      Добрый день!
      Если понесенные подрядчиком расходы обоснованы и документально подтверждены,то законно.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  61. Александр
    24 апреля, 2017, 8:48 пп

    Могу ли я получить свои заработанные деньги за выполнение строительных работ если
    1-нет договора подряда но поэтапные авансовые платежи проходили через расчетный счет
    2- есть переписка в ватсапе где я отсылал расценки по которым я готов приступить к работе,но при производстве работ появлялись дополнительные работы которые я не отказывался делать но цены на эти работы не обсуждались.

    • Mugin Alexandr S.
      12 мая, 2017, 6:53 пп

      Добрый день!
      Можете, если докажете суду, что у вас с заказчиком сложились подрядный отношения, объем и стоимость выполненных работ.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  62. Ольга
    20 июля, 2017, 8:51 пп

    Добрый вечер. Прошу проконсультировать.После заключения договора- работы явно были обречены на несоблюдение сроков. Каждое последующее действие- явно свидетельствовало о вредительстве и недобросовестном отношении к делу. Каким образом можно разорвать договор в одностороннем порядке и возможно ли возместить ущерб за испорченное имущество и ненадлежащее качество в том числе и некоторую оплаченную работу, дефекты по которой обнаружились после оплаты.

    • Mugin Alexandr S.
      01 августа, 2017, 5:23 пп

      Добрый день!
      Необходимо вручить подрядчику отказ от исполнения договора и потребовать возмещение ущерба, а в случае отказа — обращаться в суд.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  63. Виктор
    19 сентября, 2017, 2:06 дп

    Здравствуйте!
    Заказчик не мотивированно отказался от выполнения обязательств по договору подряда. Собственно в письме представитель Заказчика (у него доверенность) указал, что судовые менеджеры решили прекратить ремонт судна и продать его на металлолом. Я являюсь Подрядчиком. Претензий ко мне Заказчик не имеет, что указано в письме. В целом по ремонту данного судна у меня с Заказчиком 4 договора. Должен ли Заказчик предоставить 4 уведомления о расторжении или можно одним где есть список договоров.
    Как взыскать мои убытки в связи с односторонним отказом Заказчика от выполнения обязательств по договорам.
    И есть ли шансы на получение упущенной выгоды.
    Заранее спасибо.

    • Mugin Alexandr S.
      19 сентября, 2017, 3:33 пп

      Добрый день!
      Не имеет значения на скольких документах заказчик выразит свою волю расторгнуть договоры, заказчик может перечислить все расторгаемые договоры в одном письме.
      Чтобы взыскать убытки необходимо собрать доказательства несения таких убытков и обратиться в суд. Шансы взыскать упущенную выгоду есть, но перспективу оценить без изучения документов нереально.

      Понадобится помощь — обращайтесь, с удовольствием помогу.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  64. Анна
    19 октября, 2017, 1:55 пп

    Здравствуйте! Вопрос по 44-ФЗ. По контракту подрядчик должен был выполнить за месяц строительные работы. В ходе исполнения выяснилось, что объем необходимых работ значительно дороже, чем предусмотрено контрактом. Исполнитель устно уведомил заказчика об этом. Теперь срок для исполнения работ по договору истек. Подрядчик уведомил заказчика письменно о том, что работы стоят значительно дороже и предложил расторгнуть договор по взаимному согласию, но сделал это после истечения срока работ по договору. Теперь Заказчик говорит, что боится штрафов за расторжение, а подрядчик боится попасть в черный список. Вопрос, возможно ли сейчас подрядчику избежать санкций? Каким образом?

    • Mugin Alexandr S.
      19 октября, 2017, 2:36 пп

      Добрый день!
      К сожалению, ваш вопрос вызывает у меня много встречных вопросов чтобы посоветовать что то конкретное. Исходя из изложенного, раз в вашем случае и заказчик и подрядчик всего боятся, представляется возможным расторжение договора по соглашению сторон без санкций. Чтобы ответить более конкретно надо поглубже погрузиться в вопрос. Понадобится помощь — обращайтесь.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Алексанр С.

  65. Ильдар
    28 января, 2018, 2:16 пп

    Здравствуйте. Очень важно Ваше мнение. Если в договоре подряда прописать, что «При досрочном расторжении Договора любой из сторон гарантийный срок на выполненные Подрядчиком работы прекращается с момента отправления уведомления о расторжении Договора в одностороннем порядке». (порядок расторжения договора в одностороннем порядке в договоре прописан). Не будет данный пункт, а именно снятие с себя Подрядчиком гарантийных обязательств при досрочном расторжении договора противоречить законодательству?
    Заранее спасибо.

    • Mugin Alexandr S.
      03 февраля, 2018, 12:39 пп

      Добрый день!
      Честно говоря, пока такой вопрос не вставал и судебную практику не изучал. С ходу, исходя из природы гарантийных обязательства, не вижу противоречия законодательству в таком положении договора. Но мое мнение может противоречить судебной практике, так что как руководство к действию прошу не применять.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  66. Кирилл
    14 февраля, 2018, 12:33 пп

    Добрый день!

    Заключили договор подряда ремонта в квартире. Есть смета работ и материалов. Есть этапы работ с оплатой (материалы оплачиваются в начале этапа, работы в конце).

    Конкретная ситуация: я принял первый этап и наступило время приемки второго этапа (электрика и сантехника). На данный момент я оплатил 450 000 (материалы за 1 и 2 этап и работы 1 этапа). Придя на объект я увидел, что частично сделана электрика и не сделана сантехника. При этом срок сдачи этого этапа сорван на 2 недели и есть вопросы к качеству того, что сделано. Естественно этот этап я не принял.

    Я хочу расторгнуть договор. По смете работы и материалы, уже сделанные, выходят примерно 330 000. То есть переплата составила около 120 000. (обычная практика, в начале платишь больше, в конце меньше, а в итоге выходит то, что в смете). То есть если я просто расторгну договор и не буду оплачивать работы по второму этапу, я все равно окажусь в минусе. Каковы шансы вернуть переплату или вообще аванс за недоделанный этап? И как правильно будет поступить в этой ситуации?

    Спасибо!

    • Mugin Alexandr S.
      27 февраля, 2018, 10:12 дп

      Добрый день!
      Ответил вам по телефону.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  67. Михаил
    14 февраля, 2018, 6:57 пп

    Добрый день! Физическое лицо заключило с нашей компанией договор подряда на ремонтные работы. Сумма договора 40000, Заказчик внес задаток 6000. И через несколько дней принес заявление об отказе от исполнения договора по семейным причинам. В договоре прописано, что задаток передается в качестве обеспечительной меры, передача задатка является доказательством заключения Договора. Так же прописано, что в случае если за неисполнение настоящего Договора ответственен Заказчик, давший задаток, то задаток остается у Подрядчика.
    Скажите на основании этих пунктов Договора мы можем отказать в возврате задатка Заказчику?

    • Mugin Alexandr S.
      27 февраля, 2018, 10:11 дп

      Добрый день!
      Не смогу вам ответить однозначно, так как надо оценивать содержание договора в совокупности всех пунктов.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  68. ОЛьга
    27 июня, 2018, 12:04 пп

    Здравствуйте! заключен договор подряда, мы-подрядчик-хотим отказаться от договора на том основании, что заказчик не произвел оплату аванса в сроки и размерах, оговоренных договором, не передал техническую документацию в том виде, в каком сказано в договоре, не передал техническую документацию и строительную площадку. Однако, нами потрачена сумма из того неполноценного аванса на материалы для этого строительства. Как нужно обосновать свою позицию в отказе от договора, на каком основании вернуть материалы-заказчику или тому, у кого покупали? но те могут и не принять, т.к. под заказ, еще и с ними судиться? или просто передать все заказчику и вернуть неистраченную часть аванса? и еще, в договоре есть условие о неустойке за неисполнение заказчиком обязанностей по оплате, возможно ли их включить?
    Спасибо огромное!

    • Mugin Alexandr S.
      30 июля, 2018, 12:07 пп

      Добрый день! Если коротко — отказывайтесь от исполнения договора и требуйте возмещения убытков. Укажите в отказе, что расторгаете договор в связи с неисполнением встречных обязательств по договору.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  69. Александр
    28 июня, 2019, 6:36 пп

    Здравствуйте, у меня такой вопрос. Мне по договору надо быполнить асфальтирования территории, по мимо других, рабо. Все работы предусмотрены контрактом я выполнил, кроме асвальтирования, так как цена на эти работы поднялись на 50%, если я их выполню, то ухожу в большой убыток, могу ли я отказаться от выполнения именно этих работ и что мне грозит, договор по 44 фз. Спасибо.

  70. Иван
    14 мая, 2020, 8:04 пп

    Здравствуйте, я как субподрядчик выполнял работы по ремонту муниципального обьекта,сметы не было,только ведомость обьемов работ и сумма привязанная к этой ведомости.При доп работах и обстоятельствах при которых сроки и возможное ухудшение качество работ письменно уведомлял генподряда-ответа не поступало,при этом он не подписывал акты скрытых работ,-мотивируя что все подпишем позже.Обьект был сдан и оплачен генподряду,после этого мне было сказано что сроки я все профукал,все некачественно и не за что платить,я подал кс-2,кс -3,. В ответ генподряд написал притензию и расторжение договора(с возвратом аванса и % за просрочку),сумма долга его перед моей оргагизацией около 1млн.р. Но самое интересное что он еще требует по гарантийке выезжать,имеет ли он право требовать исполнения гарантийных обязательств?

    • Mugin Alexandr S.
      15 мая, 2020, 12:45 пп

      Добрый день! Вообще гарантийные обязательства никуда не делись, соответственно имеет право. А по оплатам — надо документы смотреть, чтобы оценить перспективу и дать рекомендации. Возможно необходимо создать переписку. В любом случае работа должна быть оплачена

  71. Елена
    24 мая, 2021, 6:14 пп

    Добрый день! Подрядчик самовольно покинул площадку в ноябре месяце, не закончив работы. Был аванс (1/3), по заключению экспертов работы настолько некачественные, что необходим был демонтаж. Что мы и сделали с помощью вновь нанятой подрядной организацией (они завершили работы полностью). На экспертизу вызывали (не явился), акты выявленных недостатков перед этим подрядчик отказался подписывать (до этого предоставил якобы акт выполненных работ, толком не оформленный, мы в отказе описали все), вызывали на освидетельствование — не явился. Повторные сроки на исправление недостатков прошли полностью (до экспертизы, разумеется). В претензии указываю, что договор расторгнут декабрем 2020 г. по сути подрядчиком в одностороннем порядке в связи с уходом с площадки. При этом сроки выполнения работ договором установлены, но т.к. мы дали возможность исправить недостатки, то будет ли это считаться продлением договора?
    И опять же «волшебная фраза» любого договора (не я его составляла, к сожалению) — Договор вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами принятых на себя обязательств. Насколько данный пункт влияет на расторжение договора (срок расторжения)? В претензии указываю на расторжение договора (срок расторжения декабрем), возврат аванса полностью, убытки (работы выполнены другим подрядчиком), %% по 395. Правильно ли? Меня волнует отправная точка срока расторжения. Или он расторгнут будет с даты получения/неполучения подрядчиком. С уважением, Елена

  72. екатерина
    21 сентября, 2021, 2:31 пп

    Была заключен договора подряда на ремонт кухни и туалета, в марте внесен аванс, следующий аванс должен быть внесен до 01 июня. 01 июня срок начала работ по Договору. 31 мая по телефону он сообщил, что не выйдет, однако мы его ждали дома (если бы пришел, внесли бы аванс). Подрядчик не вышел вообще, о приостановлении работ подрядчик не уведомлял. Деньги за первый аванс вернул только после подачи в суд. Могу ли я требовать неустойку за невыполнение работ ст. 28 ЗПП? Ведь в договоре нет условия о встречном исполнения обязательства (тк даже если нет второго аванса они должны были выйти на работу)

    • Mugin Alexandr S.
      18 ноября, 2021, 5:28 пп

      можете

  73. Марина
    23 ноября, 2021, 10:16 пп

    Здравствуйте! Такой вопрос если подрядчик скрыл от заказчика что нанял 3е лицо и при этом заключил с ним договор подряда указав в нем себя подрядчиком. Какие последствия его ожидают?

    • Mugin Alexandr S.
      26 ноября, 2021, 10:55 дп

      зависит от положений договора, по общему правилу никакие, законом ответственность не предусмотрена

  74. Марина
    23 ноября, 2021, 10:17 пп

    Извиняюсь указав себя заказчиком

  75. Марина
    23 ноября, 2021, 10:40 пп

    И можно ли такой договор подряда признать недействительным

  76. ирина
    24 января, 2022, 5:03 пп

    Здравствуйте! С подрядчиком был заключен договор подряда на строительство частного дома. Оплата была разделена на 5 этапов. 4 этапа мы оплатили , были постоянно переделки за счет подрядчика. Все этапы сделаны ,но не доделаны частично и не совсем качественно. Срок Сдачи объекта по договору должен был быть 09. октября 2021 года,но по сей день 24 января 2022 года объект не сдан. Акты последние 3 этапа еще не подписывала, из-за переделок и недоделок. Как расторгнуть договор с подрядчиками. Т.к. в договоре получается, что санкции 0.1% от стоимости этапов строительства. Как оформить правильно документы,что бы не оплачивать им последний этап он равносилен сумме санкций на строительство.

  77. Елена
    05 февраля, 2022, 12:06 дп

    Здравствуйте!
    У нас вопрос об отказе от выполнения гарантийных обязательств нашей организацией, являющейся подрядчиком.
    Наше ООО выполнило почти половину ремонтных работ по договору подряда, заключённому в рамках 44-ФЗ, в сельском ДК, который согласно контракту требовал только текущего ремонта. Однако на момент заключения муниципального контракта в ДК был обрушен потолок, ремонт которого не был объектом договора. В июне 2021 года в соответствии с законодательством из-за невозможности дальнейшего проведения ремонта в помещении с обрушенным потолком мы расторгли договор в одностороннем порядке и подали в арбитражный суд заявление о компенсации заказчиком нами понесённых затрат. Заказчик долго не признавал наш односторонний отказ и в полном объёме понесённые нами расходы. В январе 2022 года судом второй инстанции было подтверждено решение арбитражного суда, в соответствии с которым нам как подрядчику по 44-ФЗ заказчик должен возместить понесённые затраты.
    В июле – сентябре 2021 года заказчик произвёл капитальный ремонт потолочного перекрытия и крыши ДК с заменой несущих балок. При этом продолжительное время часть здания, граничащая с отремонтированными нами внутренними помещениями, находилась под открытым небом, а также из-за изменений нагрузок на стены на них появились или увеличились трещины.
    В сентябре, ещё в ходе судебного разбирательства заказчик начал выставлять претензии по якобы некачественно выполненному нами ремонту.
    Каким образом мы можем отказаться от гарантийных обязательств по контракту в связи с нецелевым использованием заказчиком ДК после нашего ремонта? Имеем фотографии и переписку, подтверждающие недобросовестность заказчика.
    Понятно, что вопрос надо будет опять решать через суд. Как нам соблюсти досудебный порядок, достаточно ли будет только письма заказчику?

    • Mugin Alexandr S.
      06 февраля, 2022, 3:51 пп

      Добрый день! Подобные споры решаются путем проведения строительной экспертизы, в зависимости от того, как эксперт ответит на вопрос «в результате чего возникли недостатки — некачественная работа или нарушение правил эксплуатации». Не понятно с какими требованиями вы в настоящее время хотите обратиться в суд, чтобы дать пояснения относительно соблюдения претензионного порядка.

      • Елена
        19 февраля, 2022, 1:18 пп

        Спасибо за ответ, почему-то его сразу не увидела.
        Мы хотим отказаться от гарантийных обязательств по выполненному нами текущему ремонту внутренних помещений (малярные, штукатурные и проч. работы), так как здание в течение продолжительного времени стояло под открытым небом без крыши.
        Впрочем, пока в суд подавать не спешим, так как оплату за выполненные работы ещё не получили. Также, возможно, у заказчика после проигранного суда в апелляционной инстанции больше не станут возникать претензии по якобы некачественно выполненному нами ремонту.

  78. Дмитрий
    22 августа, 2022, 10:14 дп

    Добрый день. Был заключен договор подряда на изготовление входных дверей, внесена предоплата.
    Двери готовы в срок. Но, ПОДРЯДЧИК хочет расторгнуть договор, оставить двери себе и вернуть всю предоплату. Причина проста, неприязненные отношения с заказчиком. Можно ли в такой ситуации расторгнуть договор в одностороннем порядке?

    • Mugin Alexandr S.
      26 августа, 2022, 2:38 пп

      Добрый день! Нет, по такому основанию нельзя расторгнуть договор

  79. Камила
    06 октября, 2022, 1:03 пп

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть.
    Заказчик прислал письмо о расторжении договора в одностороннем порядке, ссылаясь на пункты договора в которых написано:
    1. В случае возникновения у Заказчика и/или согласующих органов и организаций замечаний к разработанным Подрядчиком отчетам по результатам выполненных работ, в том числе принятых Заказчиком, за свой счет вносить изменения в указанные документы;
    2. Устранять замечания экспертных органов, согласовав с Заказчиком все вносимые изменения в документацию, вплоть до получения положительного заключения экспертиз. С посылом, что были направлены замечания, нами исправлены они не были, поэтому они расторгают договор.
    Но. Работы выполнены в полном объеме в соответствии с техническим заданием и программой работ. Акты выполненных работ (в которых прописано, что работы выполнены согласно тз и программе) подписаны.
    Пришли замечания экспертизы, где выяснилось, что заказчик в проекте увеличил площадь работ почти в 2 раза( не проинформировав об этом подрядчика). Экспертиза выставляет замечания, о несоответствии границ выполнения работ и недостаточности выполненных изысканий. С требованием привести все в порядок.
    Нами было направлено в адрес заказчика письмо о том, что мы готовы выполнить дополнительные работы за отдельную плату согласно пункту договора, в котором написано: Внесение Основным заказчиком или Заказчиком в Основной или настоящий Договор изменений, дополнений в Задание, влекущее за собой переработку документации или увелечения объема работ сверх предусмотренного Договором, согласовывается Сторонами с соответствующей корректировкой договорной цены и сроков выполнения работ. Ответ на данное письмо мы не получили, но получили через 9 месяцев письмо о расторжении договора. Прав ли заказчик? как быть и что делать в такой ситуации?

    • Mugin Alexandr S.
      06 октября, 2022, 3:47 пп

      Добрый день! В этой ситуации необходимо собрать все документы (договор, акты, оплаты, переписку) и направить их мне на почту advokat-mugin@mail.ru Я не потому что капризничаю не могу вам ничего конкретно сказать, а потому что юристы оперируют фактами. В ответ я вам пришлю письменное заключение, в котором будет указано как поступить правильно. Стоимость такой консультации — 15 000 руб.

  80. павел
    11 октября, 2022, 5:45 пп

    добрый день. подскажите пожалуйста .заключили договора подряда по нескольким объектам. материалы и техника заказчика но в договоре этого не прописано.при выполнение работ у заказчика постоянно были перебои с поставками материалов и техникой что соответственно привело к срыву сроков. помимо этого значительно увеличились объемы работ. предложил заключить доп.соглашение, заказчик ответил что в конце посчитаем доп работы и оплатит (в договоре прописано).на данный момент работы выполнены на 80% но заказчик не хочет предоставлять технику. я тоже оплачивать ее не хочу. предложил ему расторгнуть договор сначала устно он вроде согласился, сказал что будет искать рабочих .с оплатой по фактически выполненых работ я согласился подождать до закрытия объектов.ничего не подписывали.прошло уже 3 месяца он объекты еще не сдал. встретились с ним пообщались по поводу оплаты ,ответил что за 20 дней расчитается. прошло 45 дне я отправил соглашение на расторжение договора после подписания он должен оплатить в течении 10 дней работу.заказчик отказался подписывать сказал сам составит,на вопрос когда ответил как сделаю тогда и пришлю(другими словами отвалите).хочу разорвать в одностороннем порядке .можно ли и по какой статье?(по сути вроде 719 должна быть)

    • Mugin Alexandr S.
      15 июня, 2023, 3:29 пп

      Добрый день! по идее 719, да, но чтобы ответит конкретно, надо документы смотреть, набирайте 89067674566

  81. Ольга
    26 октября, 2022, 9:59 пп

    Здравствуйте, юрист составил требование о расторжении договора сославшись на 717 и 715 статью. Т.к было очевидно что в сроки не уложился .
    Контрагент просит определиться по какой статье расторжение.
    Работы не производит, деньги не возвращает.

    • Mugin Alexandr S.
      21 ноября, 2022, 12:35 пп

      Добрый день! А в чем вопрос? если договор расторгнут — можете обращаться в суд, там вашему контрагенту разъяснят по какой статье расторжение

  82. Ляйсан
    20 декабря, 2022, 8:12 дп

    Добрый день. Подскажите пожалуйста у нас заключён договор на выполнение работ по перевозке негабаритного груза с доп. работами которые указаны в ТЗ. Также в ТЗ и калькуляции указано расстояние перевезут в 15км. По работе составлен ППР, подписан и согласован заказчиком, нами предусмотрена перевозка тралом, в процессе выполнения выяснилось что перевозка данным маршрутом невозможна из-за ограничений по массе проезда по мостам. В связи с этим маршрут увеличивается в 10 раз, возникают доп работы которые заказчик не согласен оплатить (увеличение стоимости более 50%) предложили расторжение по соглашению сторон, или предоставить маршрут в 15 которым можно перевезти. Заказчик не согласен, предложил перевозку ЖД путями, срок выполнения работ до 31.12.22 выполнить работы мы не успеем, кроме того стоимость и возможность выполнения этим путем не известна, кроме того опыта таких работ у нас нет. Как расторгнуть договор с наименьшими для нас последствиями так как кроме расторжение через суд не возможно

  83. Ольга
    13 декабря, 2023, 8:17 пп

    Доброго времени суток!
    Хотелось бы узнать Ваше мнение по вопросу возможности одностороннего расторжения ПОДРЯДЧИКОМ Договора строительного подряда заключенного по результатам электронного аукциона проводимого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

    ПП №615 возможность одностороннего расторжения со стороны Подрядчика не предусмотрена.

    Заказчик возможность одностороннего расторжения со стороны Подрядчика в договоре не предусмотрел.

    В процессе исполнения договора выявлены обстоятельства препятствующие выполнению работ: некачественная техническая документация (требуется выполнение работ которые повлекут негативные последствия для помещений собственников), расхождение объемов работ подлежащих выполнению и др. обстоятельства), о которых в порядке ст.ст. 716, 719,743 ГК РФ Подрядчик уведомлял Заказчика, приостанавливал производство работ с просьбой оказать содействие и разрешить вопросы входящие в компетенцию Заказчика (ст.ст. 718, 743, 747, 750 ГК РФ)
    Заказчик (Фонд капитального ремонта) никаких мер по обращению Подрядчика не принимает, препятствия для выполнения работ не устраняет, доп.соглашение на изменение объемов работ (уменьшение) не заключает.

    Приданных обстоятельствах, имеет ли Подрядчик право расторгнуть Договор в одностороннем порядке в соответствии со ст.ст. 719, 716 ГК РФ?
    Как бы вы поступили в такой ситуации?

    • Mugin Alexandr S.
      14 декабря, 2023, 1:40 пп

      Добрый день, да, подрядчик при таких обстоятельствах вправе отказаться от исполнения договора. Я бы рекомендовал направить отказ от исполнения договора, если нет желания за свою счет выполнять дополнительные работы. Понадобится помощь, обращайтесь 89067674566

Оставить комментарий