side-area-logo

Взыскание процентов по день фактического исполнения обязательств

Несмотря на то, что относительно расчета процентов имеется множество материалов как в научной литературе, так и в интернете, данный вопрос по прежнему, на наш взгляд, является актуальным, по крайней мере в арбитражной практике возникает ряд вопросов, подлежащих разъяснению, в частности — как всё-таки правильно изложить свои требования, в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, в исковом заявлении?

В настоящей статье мы попытаемся осветить данную проблему со всех сторон, а также привести в качестве примера сложившуюся судебную практику. Статья будет интересна всем кто так или иначе связан со взысканием задолженности в суде.

Наверно ни для кого не будет секретом то, что большинство юристов в настоящее время предпочитают использовать следующую схему, благодаря которой становится возможным по максимуму взыскать с ответчика штрафные санкции.

Для начала, при составлении искового заявления рассчитываются пени или проценты за пользование чужими денежными средствами на дату непосредственно подачи искового заявления в суд. Далее, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе проведения разбирательства по делу юристы, кому не лень, уточняют (увеличивают) исковые требования, пересчитывая пени или проценты на предполагаемую дату вынесения решения суда.

После того, как суд вынесет решение и оно вступит в законную силу, юрист, получив исполнительный лист предъявляет его к исполнению, направляет его судебным приставам или в казначейство, либо самостоятельно предъявляет его в кредитную организацию, в которой у должника открыт банковский счет.

В данном случае, получив причитающиеся по решению суда денежные средства, взыскатель не лишен возможности снова обратиться в тот же суд с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с даты вынесения решения суда и по дату непосредственного исполнения.

Следует отметить то, что повторное обращение в суд хоть и принесет желанный результат в виде восстановления справедливости, но повлечет новое судебное разбирательство, которое может занять в среднем 6 месяцев до получения денег.

В ряде ситуаций, просить суд в исковом заявлении о присуждении неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства, представляется более целесообразным.

В этом случае может возникнуть ряд вопросов:

— Как рассчитать проценты за пользование чужими денежными средствами на дату исполнения решения суда?

— Как рассчитать государственную пошлину, учитывая, что госпошлина рассчитывается исходя их цены иска в которую включается, помимо прочего и проценты за пользование чужими денежными средствами?

— Каким образом и кто будет рассчитывать подлежащую взысканию сумму с учетом процентов?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) установлено, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.

Следует отметить то, что положениями НК РФ, в том числе ст. ст. 333.21 и 333.22 НК РФ, не урегулирован вопрос о том, как следует исчислять государственную пошлину в случае взыскания с должника процентов по правилам ст. 395 ГК РФ по день фактического возврата суммы долга.

Однако, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим Постановлением от 04 апреля 2014 года № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» постарался внести определенность по данному вопросу.

Разъяснения в первую коснулись оплаты государственной пошлины. В частности, в вышеуказанном Постановлении говорится о том, что согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при заявлении требования о взыскании процентов по день фактического исполнения, следует понимать, что государственная пошлина уплачивается от суммы, определяемой на день предъявления иска.

Таким образом, для того, чтобы рассчитать госпошлину, проценты за пользование чужими денежными средствами необходимо рассчитывать на дату предъявления искового заявления.

Что касается того, кто будет производить расчет процентов на дату исполнения, то Пленум разъяснил, что, если исполнительный лист предъявлен взыскателем для исполнения судебным приставам, то по смыслу п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) итоговая денежная сумма, подлежащая взысканию, рассчитывается судебным приставом-исполнителем исходя из резолютивной части судебного акта.

Если исполнительный лист предъявлен взыскателем для исполнения непосредственно в банк — банки также производят расчет соответствующих сумм.

При этом как судебные приставы, так и банки, в случае неясности вправе обратиться в суд за разъяснением судебного акта (статья 179 АПК РФ).

Так же Пленум отметил, что поскольку пункт 1 статьи 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.

Судам дано разъяснение, что с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (далее — проценты на случай неисполнения судебного акта). При этом суд указывает в резолютивной части судебного акта на взыскание названных процентов по ставке рефинансирования Банка России, если стороны не представят достаточных доводов, обосновывающих увеличение ставки на определенный размер.

Тут, к слову, на наш взгляд Пленумом дана не совсем корректная формулировка, поскольку возникает, как минимум три вопроса:

— не понятно, почему суд присуждает истцу проценты «с момента вступления судебного акта в законную силу». А что же делать с процентами за период с момента когда обязательство должно было быть исполнено до момента вступления судебного акта в законную силу?

— если дату вынесения еще можно определить, по крайней мере уточнить исковые требования на дату заседания, то для того, чтобы определить дату вступления решения в законную силу (в случае обжаловании решения – дату принятия решения апелляционным судом), никак не зависящую от воли истца, понадобится дар предвидения. Каким образом, не обращаясь в суд с новым исковым заявлением, взыскать проценты за период с момента принятия решения по дату вступления решения в силу? А порой это бывают весьма значительные суммы.

— каким образом данное разъяснение соотносится с положением п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которого «предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму денежных средств и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами, если иное не предусмотрено законом»? Ведь присуждая проценты «на всю взыскиваемую сумму», проценты будут начисляются и на неустойку (в том числе законную), если они были заявлены.

Тем не менее, данные разъяснения Пленума пошли на пользу, поскольку ссылаясь на них как на основания, суды начали применять их на практике.

Так по делу № А40-77423/14 Арбитражным судом города Москвы вынесено Решение от 25 августа 2014 года, взыскана с Ответчика в пользу Истца сумма неотработанного аванса по договору, неустойка и расходы по оплате государственной пошлины.

Далее суд указал, что в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию, начисляемые на общую взысканную сумму (включая основной долг, неустойку и судебные расходы) по ставке 8,25 % годовых, с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения.

Постановлением Девятого арбитражного аппеляционного суда от 24 ноября 2014 года вышеуказанное решение Арбитражного суда города Москвы оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

При этом апелляционная инстанция указала, что Решение суда в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на взысканную судом сумму с момента вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения соответствует требованиям ст.395 ГК РФ и разъяснениям, данным в п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта».

Как видно из вышеприведенного примера, проценты за пользование чужими денежными средствами взысканы, помимо прочего, также и на неустойку.

В свою очередь, Министерство финансов Российской Федерации в письме от 16 сентября 2014 г. № 08-04-06/3095 также не оставило без внимания рассматриваемое Постановление Пленума.

Поскольку в нашей практике довольно много споров по государственным и муниципальным контрактам, вкратце отметим позицию Министерства по данному вопросу.

Фактически Министерство финансов данным письмом указывает на то, что разъяснения Пленума ВАС РФ, в части обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, должно применяться соответствующими подразделениями Федерального казначейства «в той мере, в какой оно согласуется с нормами права, включая правовые режимы специального регулирования».

Минфин указывает, что Постановление не учитывает особенностей порядка исполнения судебных решений публично-правовыми образованиями, приводит довод о том, что поскольку проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат в случае неправомерного удержания этих средств, уклонения от их возврата и прочее, то есть при недобросовестности должника, а в соответствии с п. 6 ст. 242 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов, то бюджет вроде и не является недобросовестным должником и напротив, данные разъяснения могут привести к «использованию данного института финансовой ответственности в качестве дополнительного средства обогащения».

Другими словами, Минфин разъяснил подведомственным органам, что публично-правовые образования являются «более равными» участниками гражданских правоотношений, разъяснения следует применять выборочно, а управлениям Федерального казначейства поручается незамедлительно «принимать исчерпывающие меры по их обжалованию», что исходя из нашей арбитражной практики по спорам по государственным и муниципальным контрактам фактически означает максимально затягивать момент оплаты исполнителю выполненных работ.

В заключение, по уже сложившейся традиции, приведем вариант формулировки для искового заявления в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

В качестве основания для взыскания, в соответствующем разделе мотивировочной части искового заявления, предлагаем указывать следующее:

«Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По смыслу ст.ст. 330, 395, 809 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 г. № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта», поскольку пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта. Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения. При этом суд указывает в резолютивной части судебного акта на взыскание названных процентов по ставке рефинансирования Банка России, если стороны не представят достаточных доводов, обосновывающих увеличение ставки на определенный размер.

Согласно указанию Центрального Банка Российской Федерации от 13.09.2012 г. № 2873-У, с 14.09.2012 г. учетная ставка рефинансирования равна 8,25 %.».

Просительную же часть искового заявления, рекомендуется дополнить следующим положением:

«Указать в решении, что, в случае не своевременного исполнения судебного акта ответчик должен будет уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на общую взысканную сумму по ставке 8,25 % годовых, с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения».

C наилучшими пожеланиями,

Адвокат Мугин Александр С. и

Сорокин Александр

xosotin chelseathông tin chuyển nhượngcâu lạc bộ bóng đá arsenalbóng đá atalantabundesligacầu thủ haalandUEFAevertonfutebol ao vivofutemaxmulticanaisonbetbóng đá world cupbóng đá inter milantin juventusbenzemala ligaclb leicester cityMUman citymessi lionelsalahnapolineymarpsgronaldoserie atottenhamvalenciaAS ROMALeverkusenac milanmbappenapolinewcastleaston villaliverpoolfa cupreal madridpremier leagueAjaxbao bong da247EPLbarcelonabournemouthaff cupasean footballbên lề sân cỏbáo bóng đá mớibóng đá cúp thế giớitin bóng đá ViệtUEFAbáo bóng đá việt namHuyền thoại bóng đágiải ngoại hạng anhSeagametap chi bong da the gioitin bong da lutrận đấu hôm nayviệt nam bóng đátin nong bong daBóng đá nữthể thao 7m24h bóng đábóng đá hôm naythe thao ngoai hang anhtin nhanh bóng đáphòng thay đồ bóng đábóng đá phủikèo nhà cái onbetbóng đá lu 2thông tin phòng thay đồthe thao vuaapp đánh lô đềdudoanxosoxổ số giải đặc biệthôm nay xổ sốkèo đẹp hôm nayketquaxosokq xskqxsmnsoi cầu ba miềnsoi cau thong kesxkt hôm naythế giới xổ sốxổ số 24hxo.soxoso3mienxo so ba mienxoso dac bietxosodientoanxổ số dự đoánvé số chiều xổxoso ket quaxosokienthietxoso kq hôm nayxoso ktxổ số megaxổ số mới nhất hôm nayxoso truc tiepxoso ViệtSX3MIENxs dự đoánxs mien bac hom nayxs miên namxsmientrungxsmn thu 7con số may mắn hôm nayKQXS 3 miền Bắc Trung Nam Nhanhdự đoán xổ số 3 miềndò vé sốdu doan xo so hom nayket qua xo xoket qua xo so.vntrúng thưởng xo sokq xoso trực tiếpket qua xskqxs 247số miền nams0x0 mienbacxosobamien hôm naysố đẹp hôm naysố đẹp trực tuyếnnuôi số đẹpxo so hom quaxoso ketquaxstruc tiep hom nayxổ số kiến thiết trực tiếpxổ số kq hôm nayso xo kq trực tuyenkết quả xổ số miền bắc trực tiếpxo so miền namxổ số miền nam trực tiếptrực tiếp xổ số hôm nayket wa xsKQ XOSOxoso onlinexo so truc tiep hom nayxsttso mien bac trong ngàyKQXS3Msố so mien bacdu doan xo so onlinedu doan cau loxổ số kenokqxs vnKQXOSOKQXS hôm naytrực tiếp kết quả xổ số ba miềncap lo dep nhat hom naysoi cầu chuẩn hôm nayso ket qua xo soXem kết quả xổ số nhanh nhấtSX3MIENXSMB chủ nhậtKQXSMNkết quả mở giải trực tuyếnGiờ vàng chốt số OnlineĐánh Đề Con Gìdò số miền namdò vé số hôm nayso mo so debach thủ lô đẹp nhất hôm naycầu đề hôm naykết quả xổ số kiến thiết toàn quốccau dep 88xsmb rong bach kimket qua xs 2023dự đoán xổ số hàng ngàyBạch thủ đề miền BắcSoi Cầu MB thần tàisoi cau vip 247soi cầu tốtsoi cầu miễn phísoi cau mb vipxsmb hom nayxs vietlottxsmn hôm naycầu lô đẹpthống kê lô kép xổ số miền Bắcquay thử xsmnxổ số thần tàiQuay thử XSMTxổ số chiều nayxo so mien nam hom nayweb đánh lô đề trực tuyến uy tínKQXS hôm nayxsmb ngày hôm nayXSMT chủ nhậtxổ số Power 6/55KQXS A trúng roycao thủ chốt sốbảng xổ số đặc biệtsoi cầu 247 vipsoi cầu wap 666Soi cầu miễn phí 888 VIPSoi Cau Chuan MBđộc thủ desố miền bắcthần tài cho sốKết quả xổ số thần tàiXem trực tiếp xổ sốXIN SỐ THẦN TÀI THỔ ĐỊACầu lô số đẹplô đẹp vip 24hsoi cầu miễn phí 888xổ số kiến thiết chiều nayXSMN thứ 7 hàng tuầnKết quả Xổ số Hồ Chí Minhnhà cái xổ số Việt NamXổ Số Đại PhátXổ số mới nhất Hôm Nayso xo mb hom nayxxmb88quay thu mbXo so Minh ChinhXS Minh Ngọc trực tiếp hôm nayXSMN 88XSTDxs than taixổ số UY TIN NHẤTxs vietlott 88SOI CẦU SIÊU CHUẨNSoiCauVietlô đẹp hôm nay vipket qua so xo hom naykqxsmb 30 ngàydự đoán xổ số 3 miềnSoi cầu 3 càng chuẩn xácbạch thủ lônuoi lo chuanbắt lô chuẩn theo ngàykq xo-solô 3 càngnuôi lô đề siêu vipcầu Lô Xiên XSMBđề về bao nhiêuSoi cầu x3xổ số kiến thiết ngày hôm nayquay thử xsmttruc tiep kết quả sxmntrực tiếp miền bắckết quả xổ số chấm vnbảng xs đặc biệt năm 2023soi cau xsmbxổ số hà nội hôm naysxmtxsmt hôm nayxs truc tiep mbketqua xo so onlinekqxs onlinexo số hôm nayXS3MTin xs hôm nayxsmn thu2XSMN hom nayxổ số miền bắc trực tiếp hôm naySO XOxsmbsxmn hôm nay188betlink188 xo sosoi cầu vip 88lô tô việtsoi lô việtXS247xs ba miềnchốt lô đẹp nhất hôm naychốt số xsmbCHƠI LÔ TÔsoi cau mn hom naychốt lô chuẩndu doan sxmtdự đoán xổ số onlinerồng bạch kim chốt 3 càng miễn phí hôm naythống kê lô gan miền bắcdàn đề lôCầu Kèo Đặc Biệtchốt cầu may mắnkết quả xổ số miền bắc hômSoi cầu vàng 777thẻ bài onlinedu doan mn 888soi cầu miền nam vipsoi cầu mt vipdàn de hôm nay7 cao thủ chốt sốsoi cau mien phi 7777 cao thủ chốt số nức tiếng3 càng miền bắcrồng bạch kim 777dàn de bất bạion newsddxsmn188betw88w88789bettf88sin88suvipsunwintf88five8812betsv88vn88Top 10 nhà cái uy tínsky88iwinlucky88nhacaisin88oxbetm88vn88w88789betiwinf8betrio66rio66lucky88oxbetvn88188bet789betMay-88five88one88sin88bk88xbetoxbetMU88188BETSV88RIO66ONBET88188betM88M88SV88Jun-68Jun-88one88iwinv9betw388OXBETw388w388onbetonbetonbetonbet88onbet88onbet88onbet88onbetonbetonbetonbetqh88mu88Nhà cái uy tínpog79vp777vp777vipbetvipbetuk88uk88typhu88typhu88tk88tk88sm66sm66me88me888live8live8livesm66me88win798livesm66me88win79pog79pog79vp777vp777uk88uk88tk88tk88luck8luck8kingbet86kingbet86k188k188hr99hr99123b8xbetvnvipbetsv66zbettaisunwin-vntyphu88vn138vwinvwinvi68ee881xbetrio66zbetvn138i9betvipfi88clubcf68onbet88ee88typhu88onbetonbetkhuyenmai12bet-moblie12betmoblietaimienphi247vi68clupcf68clupvipbeti9betqh88onb123onbefsoi cầunổ hũbắn cáđá gàđá gàgame bàicasinosoi cầuxóc đĩagame bàigiải mã giấc mơbầu cuaslot gamecasinonổ hủdàn đềBắn cácasinodàn đềnổ hũtài xỉuslot gamecasinobắn cáđá gàgame bàithể thaogame bàisoi cầukqsssoi cầucờ tướngbắn cágame bàixóc đĩaAG百家乐AG百家乐AG真人AG真人爱游戏华体会华体会im体育kok体育开云体育开云体育开云体育乐鱼体育乐鱼体育欧宝体育ob体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育开云体育开云体育棋牌棋牌沙巴体育买球平台新葡京娱乐开云体育mu88qh88
There are 123 comments on this post
  1. Максим
    24 марта, 2015, 6:37 пп

    Александр! Спасибо большое за то, что прояснили ситуацию по данной теме, в интернете много всего, а конкретики как всегда мало.

    • Mugin Alexandr S.
      24 марта, 2015, 7:31 пп

      Добрый день!
      Вам спасибо, Максим!
      Понадобится юридическая помощь — обращайтесь, с удовольствием помогу!

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  2. Жанна
    30 марта, 2015, 1:46 пп

    Александр, благодарю Вас за содержательную статью!
    С уважением,
    Жанна

    • Mugin Alexandr S.
      02 апреля, 2015, 12:12 пп

      Добрый день, Жанна!
      Пожалуйста, обращайтесь!

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • ТАТЬЯНА
        13 февраля, 2019, 10:43 пп

        Александр! Проконсультируйте меня, пожалуйста.
        По моему иску к Банку в связи с нарушением моих прав потребителя финансовых услуг суд первой инстанции принял отрицательное решение (30 августа 2018). На 20 февраля назначена апелляция. Надеясь на благоприятный исход, имею ли я право подать уточненный расчет %%
        за прошедшие полгода? Заранее благодарна.

  3. Анна
    01 июня, 2015, 1:51 пп

    Александр, спасибо за толковое разъяснение! Очень приятно читать Ваши статьи!

    Позвольте вопрос от «тех, кто на танке»: Применимы ли Ваши рекомендации при взыскании договорной неустойки, при условии, что в договоре (вернее в муниципальном контракте) отсутствует оговорка о взыскании неустойки (пени) по день фактического исполнения обязательства?

    • Mugin Alexandr S.
      01 июня, 2015, 2:38 пп

      Добрый день!
      Не совсем понял про какие именно рекомендации вы говорите, но по муниципальному контракту взыскиваются, как правило, не проценты по 395 ГК РФ, и даже не договорная неустойка, а неустойка согласно ст. 34 Федерального закона 44-ФЗ. Представляется, что к такой неустойке разъяснения Пленума могут быть применены по аналогии.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  4. Екатерина
    25 июня, 2015, 7:14 пп

    Добрый день.
    Не могу решить как правильно сформулировать требования при уточнении исковых требований
    Прошу взыскать со страховой сумму, также прошу взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами
    какая дата будет точкой отсчета и какая ограничивающая

    • Mugin Alexandr S.
      26 июня, 2015, 3:23 пп

      Добрый день!
      Если коротко, то точкой отсчета будет дата, когда у страховой возникла обязанность произвести платеж (либо день, следующий за последним днем, когда страховая должна была произвести платеж), а «ограничивающую» вы можете выбрать сами в период до даты подачи искового заявления.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  5. Дарья
    14 июля, 2015, 5:33 пп

    Александр, добрый день.
    Спасибо за столь подробный обзор данный темы.
    Подскажите, может ли дольщик по 214-ФЗ, который взыскал с застройщика неустойку по договору (деньги получены по исполнительному листу в срок), подать новое исковое заявление на довзыскание неустойки за период с момента вынесения судебного решения до момента подписания акта-приема передачи квартиры? От суда до фактической передачи квартиры прошло более года, сумма получается приличная, но смущает, что, по сути, это одно и то же нарушение.
    С уважением, Дарья.

    • Mugin Alexandr S.
      15 июля, 2015, 5:22 пп

      Добрый день!
      Если коротко, то можно подать новое исковое заявление — период же разный.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  6. Юрий
    17 июля, 2015, 1:33 пп

    В связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25″О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» признан не подлежащим применению п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 г. № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта».
    Значит, на случай неисполнения решения — только новый иск по ст. 395 ГК РФ ?

    • Mugin Alexandr S.
      17 июля, 2015, 4:55 пп

      Добрый день!
      Не могу ответить однозначно. Мне тут вчера вообще в суде общей юрисдикции судья заявил: «Считайте проценты на день последнего заседания, я вам тут ничего считать не собираюсь, нет у нас такой практики взыскивать проценты по день исполнения решения суда».

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Ольга
        17 августа, 2016, 11:37 дп

        Здравствуйте Александр!
        В иске прошу взыскать проценты по ст. 395 «по день фактической оплаты» Судья в СОЮ говорит, что они обычно по таким требованиям отказывают, а проценты считают на день вынесения решения, говорит, что никто проценты пересчитывать не будет. Понимаю, что это неверная позиция, свое исковое требование менять не хочу. Как у Вас разрешилось ситуация, когда Вам судья в СОЮ заявил тоже самое? Удовлетворил проценты по 395 на день решения или по день фактического исполнения? Или Вы изменили требование с учетом позиции судьи?
        Спасибо!

        • Mugin Alexandr S.
          24 августа, 2016, 11:31 дп

          Добрый день!
          Когда мне судья заявил, что «у нас такой практики нет», я просто спросил у доверителя: «Хотите взыщем на день исполнения, но долго и через обжалование или уточним требования на дату заседания?» — доверитель решил быстро и как того захотел суд, мне пришлось подчиниться, нельзя идти против воли доверителя.

          С наилучшими пожеланиями,
          Адвокат Мугин Александр С.

  7. Александр
    06 августа, 2015, 2:15 пп

    Большое спасибо за статью. Однако Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 был признан утратившим силу п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 22.

    Каким образом это меняет положение дел?

    • Mugin Alexandr S.
      25 августа, 2015, 3:16 пп

      Добрый день!
      Прошу прощения за задержку с ответом — отпуск.
      Думаю, что положение дел это меняет тем, что неопределенностей по данному вопросу становиться больше)

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  8. Юлия
    27 августа, 2015, 12:37 пп

    Здравствуйте, Александр! У меня вот такой вопрос. А с бюджетного учреждения можно взыскать проценты при неисполнении решения уда? Просто у меня такая ситуация: Администрация района должна выплатить ущерб, уже пошел третий месяц, но они не выплачивают, по телефону говорят, что денег нет. По БК РФ они должны обратиться в Минфин за получением дополнительных ассигнований, но они в данной ситуации ничего не делают. Что в такой ситуации делать?

    • Mugin Alexandr S.
      03 октября, 2015, 1:08 пп

      Добрый день!
      Прошу прощения за задержку с ответом.
      Лично я считаю, что можно взыскать, но есть разная практика. Вообще это тема для отдельной статьи.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

    • 02 февраля, 2016, 8:31 дп

      Юлия, а Вы направили исполнительный лист в казначейство по месту открытия должником лицевых счетов? От должника требовать оплаты бессмыслено. Хотели бы — оплатили бы раньше самостоятельно. В казначействе продержат исп.лист 3 месяца, и, в случае отсутствия оплаты, наложат арест на лицевой счет должника. А там уже по мере поступления средств на этот лицевой счет, деньги будут перечисляться взыскателю.

    • Алексей
      19 ноября, 2017, 1:30 дп

      Александр, спасибо за статью! Интересно!
      А по трехмесячной оплате из бюджета помогает заявление приставам с просьбой о привлечении к админ.ответственности. Штраф — половина суммы взыскания.
      К ответственности не привлекли, но деньги быстро перечислили

  9. Альбина
    18 октября, 2015, 9:16 пп

    Добрый день!
    Спасибо за статью.
    У меня следующая ситуация.
    Подан иск с требованием о взыскании основного долга и договорной неустойки, на дату подачи искового заявления. Хочу уточнить требование и попросить взыскать на дату фактического исполнения. Как в этом случае поступить: просить взыскать с даты, когда было подано исковое и на дату фактического исполнения?

    • Mugin Alexandr S.
      20 октября, 2015, 12:52 пп

      Добрый день!
      Честно говоря не совсем понял вопрос. просите взыскать то, что хотите получить и на что имеете право в соответствии с законом.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

    • 02 февраля, 2016, 8:40 дп

      Если Вы желаете увеличить размер неустойки, а исковое заявление уже рассматривается, то Вы можете использоать любой вариант: 1. увеличить неустойку на дату вынесения судом решения и 2. на дату исполнения решения суда. В первом случае Вам необходимо сделать перерасчет неустойки на дату последнего заседания суда (например, заседание назначено через 30 дн. — делаете расчет, подаете ходатайство, разумеется направив его предварительно ответчику, а затем приходите на заседание — оно ведь состоится именно через 30 дн.). То есть, ничего страшного, если Вы всё сделаете предварительно: зачедание никогда не будет проведено раньше того дня, на которое оно назначено. А во втором случае ко всему перечисленному выше (вариант 1), Вам необходимо добавить формулировку, которую рекомендует Александр (последний абзац статьи — просительная часть). Александру огромное спасибо.

  10. 20 декабря, 2015, 2:56 пп

    Добрый день! подскажите пож-та как рассчитать проценты.
    В 2009 году заняла деньги в долг в сумме 160 т.р.
    Так ка долг не выплачивался в 2012 подала иск и взыскании долга и % за пользование чужими денежными средствами.
    Присудили выплатить около 200 тыс.
    Выплата произведена только в 2015 году.
    Хочу подать иск на % с 2012 года по 2015 год. С какой суммы требуется вести расчет? С основной, без процентов (160 тыс) или с процентами на момент 2012 года (200 тыс)?
    спасибо!

    • Mugin Alexandr S.
      22 декабря, 2015, 11:42 дп

      Добрый день!
      Проценты на проценты начислять нельзя.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  11. Александр
    01 марта, 2016, 2:33 пп

    Добрый день!
    Очень интересная статья, спасибо! Почти всё стало на свои места.
    Кроме одного: подпадает ли бюджетное учреждение определению из ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации «иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности»? Бюджетное учреждение скоро год как не оплатило работы, выполненные моим ООО.

    • Mugin Alexandr S.
      01 марта, 2016, 8:06 пп

      Добрый день!
      Не много не понял вопрос с практической точки зрения. Если обязательство нарушено, будь то бюджетное учреждение или коммерческая организация, лицо, не исполнившее обязательство несет соответствующую ответственность. Принцип равенства сторон в гражданском праве никто не отменял. Бюджетные учреждения предпринимательской деятельностью не занимаются, у них «приносящая доход деятельность», так что без контекста вопроса ответить не смогу.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  12. Александр
    01 марта, 2016, 2:34 пп

    Простите, забыл сказать спасибо. Спасибо.

    • Mugin Alexandr S.
      01 марта, 2016, 8:06 пп

      Пожалуйста. Обращайтесь.

  13. Юрий Николаевич
    31 июля, 2016, 3:10 дп

    объясните пожалуйста, «день фактического исполнения решения суда» Это какой день. Спрашиваю потому, что в моей практики суды принимают три разных дня, а какой соответствует Закону.
    1- день когда должник отправил деньги (по почте, через банк, приставам)
    2-день когда деньги поступили в службу судебных приставов. когда почта отправила мне уведомление о почтовом переводе.
    3 -день когда деньги поступили на мой счет, т. е. день с которого я могу распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Если можно со ссылками на нормативные акты.

    • Mugin Alexandr S.
      15 августа, 2016, 2:16 пп

      Добрый день!
      Честно говоря в зависимости от обстоятельств это могут быть разные дни, поэтому не отвечу вам исходя их приведенных «вводных».

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  14. Марина
    18 августа, 2016, 11:53 дп

    Добрый день!, Прочла Вашу статью, у меня такая ситуация, как расчитать проценты по ст. 395, если судебное решение вступило в силу по возмещению ущерба в результате ДТП 25.08.2014, должник из 329 518,90 выплатил по настоящее время только 2 712.81, сейчас в августе 2016 г. подаю исковое заявление на взыскание процентов по 395. как расчитывать, за два года в законодательстве призошло ряд изменений, в том числе с 01.08.2016, и с какой суммы считать: с изначального долга или с остатка на сегоднешний день?

    • Mugin Alexandr S.
      24 августа, 2016, 10:15 дп

      Добрый день!
      Постараюсь в ближайшее время написать отдельную статью по данному вопросу.
      А по вашей ситуации, если я правильно понял вопрос — рассчитывайте периодами из расчета погашения задолженности.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  15. Екатерина
    25 августа, 2016, 5:56 пп

    Добрый день!
    Спасибо за отличную и понятную статью. Хотелось бы узнать Ваше мнение по следующему вопросу: что лучше подавать-иск или заявление о выдаче судебного приказа о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ.
    Спасибо!

    • Mugin Alexandr S.
      27 августа, 2016, 12:22 пп

      Добрый день!
      Ответить на ваш вопрос без понимания обстоятельств дела не смогу. Если, например, очевидно, что ответчик заявит об отмене приказа, тогда подавать его смысла нет.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  16. Юлия
    07 сентября, 2016, 5:09 пп

    Уважаемый Александр!
    Считаю, что Ваша статья уже пол года как нуждается в переработке, исходя из последних разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

    • Mugin Alexandr S.
      12 сентября, 2016, 7:21 пп

      Уважаемая Юлия!
      Спасибо за ваш комментарий, он очень полезен для читателей, которые забывают что нужно проверять актуальность информации.
      (Говорят, что если долго смотреть на ГК и судебную практику, то можно заметить как они меняются).
      Честно говоря, добрая половина статей в блоге нуждается в правках, но руки не доходят.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  17. Юлия
    07 сентября, 2016, 5:18 пп

    Вернее, что касается процентов за пользование чужими денежными средствами, то это п. 48 Постановления. Если исходить из требований о взыскании договорной, либо законной неустойки, то это п. 65 Постановления соответственно.

  18. Ольга
    13 октября, 2016, 11:08 пп

    Добрый вечер, Александр. Подскажите пожалуйста, как действовать мне в следующей ситуации. С 28 марта 2011 года на исполнении в службе судебных приставов находится исполнительное производство и исполнительный лист о взыскании с бывшего супруга некую денежную сумму за продажу автомашины, купленной в браке.Производство было приостановлено, пока выплачивались алименты.В настоящее время долг по алиментам погашен и данная сумма выплачена. Но я бы хотела обратиться в суд с иском, о пользовании чужими денежными средствами и взыскании неустойки.Мои действия верные или Вы можете предложить мне что-то ещё????

    • Mugin Alexandr S.
      17 октября, 2016, 7:20 пп

      Добрый день! Честно говоря не понял о какой неустойке идет речь. А так — да, со всеми требованиями надо обращаться в суд, если должник в добровольном порядке их не исполняет.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  19. Андрей
    31 октября, 2016, 12:33 пп

    Добрый день Александр!
    Столкнулся с такой ситуацией:
    Решением Суда на дату его вынесения были взысканы: сумма долга по договору займа, проценты по договору займа и неустойка (частично).
    Решение Ответчиком не исполняется вот уже 9 месяцев.
    Обратился в Суд с Заявлением о взыскании процентов с дня, следующего за днем вынесения Решения по день фактического исполнения Решения Суда.
    Суд в принятии Заявления отказал, мотивируя это тем, что по этому предмету и этим основаниям уже вынесено Решение и вынес Определение о возврате Заявления, при этом в нарушение статьи 134 ГПК РФ комплект документов вернул только после вступления Определения о возврате в законную силу.
    Как поступить в данной ситуации? С одной стороны Суд в Определении указал на возможность индексации, с другой есть вариант подать Заявление с формулировкой «о доначислении процентов»!
    Можете дать совет по сложившейся ситуации?

    • Mugin Alexandr S.
      14 ноября, 2016, 2:43 пп

      Добрый день!
      Не знаю как вы там в исковом сформулировали, но я всегда отдельным иском проценты взыскиваю за новый период. Можно через частную жалобу иск протащить в суд.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  20. Юрий Z
    01 ноября, 2016, 3:30 пп

    Александр, очень нужен ваш обзор в связи с выходом Постановления Пленума № 7.
    У меня вопрос может ли теперь суд указывать в решении о начислении процентов на присужденную сумму по ставке за каждый день до факт исполнения? Как об этом просить суд?

    • Mugin Alexandr S.
      14 ноября, 2016, 3:30 пп

      Добрый день!
      Обзоры пока руки не доходят делать, я все больше в практику.
      В Постановлении формулировка немного другая, нежели в вашем комментарии, а так ничего не поменялось, можно просить суд взыскать проценты по день исполнения. Если хотите помочь суду, письменными пояснениями подскажите сумму процентов на дату вынесения решения.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  21. Ирина
    13 января, 2017, 2:02 дп

    Александр, спасибо за полезную статью.
    Подскажите, пожалуйста, можно ли подать заявление о выдаче судебного приказа в арбитражный суд на основную часть долга по договору поставки (350 тыс. руб.) и частично в этом же заявлении взыскать договорные пени (50 тыс. руб.) до максимально-возможной суммы судебного приказа, в соответствии с 229.2 АПК — 400 тыс. руб.?
    Договорные пени на настоящий момент составили уже почти 200 тыс., но хочется поскорее получить хоть какие-то деньги.
    И можно ли взыскать оставшуюся сумму пени (150 тыс.) отдельным иском после получения приказа, разделив в судебном приказе и исковом заявлении периоды начисления пени?

    • Mugin Alexandr S.
      16 января, 2017, 7:32 пп

      Добрый день!
      Нет, все что касается пени это уже отдельное исковое производство.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Ирина
        17 января, 2017, 9:56 дп

        Александр, большое спасибо за ответ. Правильно ли я поняла, что после получения судебного приказа на основную сумму долга (350 тыс. руб.), я могу подать отдельное исковое заявление о взыскании именно договорной неустойки и процентов по 317.1. (долг образовался до 01 августа 2016 г.)?

  22. Ляйсан
    27 января, 2017, 9:56 пп

    Здравствуйте! У взыскателя имеется исполнительный лист об обращении взыскания на заложенное имущество (дом),приставки его не предъявил и подал на проценты ! Как быть в этой ситуации? Самостоятельно должник продать его не может

    • Mugin Alexandr S.
      30 января, 2017, 11:05 пп

      Добрый день! К сожалению не понял суть вопроса, в какой ситуации?
      Уточните пожалуйста вопрос.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  23. Илья
    31 января, 2017, 11:21 пп

    Добрый день.
    Подскажите пожалуйста, есть решение Суда от 2014 года о взыскании в мою пользу убытков и госпошлины.
    До настоящего времени средства взыскать не удалось.
    Сейчас в отношении должника вводится процедура банкротства.
    Можно ли при вступлении в реестр кредиторов просить о начислении процентов на данную сумму?

    • Mugin Alexandr S.
      03 февраля, 2017, 11:43 дп

      Добрый день!
      Если речь идет о процентах за пользование (ст. 395 ГК РФ), то да — можно.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Илья
        03 февраля, 2017, 2:04 пп

        Спасибо за ответ!

        • Mugin Alexandr S.
          09 февраля, 2017, 9:11 дп

          Пожалуйста

  24. Джулия
    06 февраля, 2017, 7:03 пп

    Добрый день.
    Ответчик ссылается на ст 314 ГК РФ, требуя уменьшения периода пользования суммой займа на один день. Срок возврата долга указан 25 числа. Ответчик требует считать процент за пользование суммой с 26 числа. Насколько это законно ?
    Возможно, это важно : долг так и не был возвращен.

    • Mugin Alexandr S.
      09 февраля, 2017, 9:08 дп

      Добрый день!
      Вроде вполне обоснованно просит, если я вас правильно понял.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  25. 15 февраля, 2017, 12:27 пп

    Добрый день.
    Хочу подать иск по взысканию процентов. У меня 3 исполнительных листа от 11.03.2014г.: все они о возмещении материального ущерба и морального вреда в результате ДТП, но в 1 и 2 ил суммы фиксированные, а в 3 ил по 8 т.р. ежемесячно. Платит виновник ежемесячно какую-либо сумму через судебного пристава (причем пристав списывает эту сумму с 1 и 2 ил как ему вздумается, а по 3 ил вообще задолженность не считает). Подскажите, пожалуйста, как лучше рассчитывать: по каждому в отдельности ил, или можно суммировать суммы всех ил и вести расчет от одной суммы?
    И еще подскажите, мне нужно успеть подать иск до 11.03.17г., чтобы была возможность получить все проценты? Срок давности по процентам 3 года?

    • Mugin Alexandr S.
      15 февраля, 2017, 4:23 пп

      Добрый день!
      Математика не моя сильная сторона (я как то все больше по гуманитарным областям), а не видя документов вообще даже предположений делать не буду как правильно считать.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  26. Светлана
    15 февраля, 2017, 1:08 пп

    Если в ИЛ от 11.03.2014г. написано «взыскать 8 т.р. ежемесячно», то с какого числа считать неоплату должником для расчета процентов? С 12.03.2014г. или с 11.04.2014г.?

    • Mugin Alexandr S.
      15 февраля, 2017, 4:24 пп

      «Неоплату» надо считать со дня возникновения обязанности платить. Дата выдачи исполнительного листа тут точно ни при чем.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Светлана
        15 февраля, 2017, 5:05 пп

        ДТП случилось 05.05.2011г., Судились с 06.05.2011по 2014г. Окончательное решение по суммам суд вынес и выдал исполнительные листы от 11.03.2014г. Как узнать «день возникновения обязанности платить». Видимо на этот вопрос не найти ответа..

        • Mugin Alexandr S.
          15 февраля, 2017, 5:25 пп

          Считайте с даты вступления решения суда в законную силу.

          С наилучшими пожеланиями,
          Адвокат Мугин Александр С.

          • Светлана
            16 февраля, 2017, 8:11 дп

            Спасибо!

  27. Ли
    22 марта, 2017, 10:33 пп

    Добрый день!
    Ответ еще можно получить или страничка уже не актуальна и не «обслуживается»? ))
    с уважением,

    • Mugin Alexandr S.
      22 марта, 2017, 11:58 пп

      Добрый день!
      Спрашивайте. Не всегда удается оперативно ответить, но всем отвечаю.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Александр
        26 марта, 2017, 2:09 пп

        Добрый день!
        читал все Коментарии выше! Хотелось бы уточнить еще раз.
        Сейчас составляю исковое. Долг по договору подряда. в требовании хочу указать сумму долга. проценты по ст 395 на день подачи искового. 365 дней. я так понимаю расчет можно сделать на сайте суда. его можно прикрепить? И вот думаю стоит указывать еще по 395 проценты на дату исполнения обязательств? Не будет поводом для отклонения искового? И как правильно составить фразу если все таки можно включить такое требование.

        • Mugin Alexandr S.
          31 марта, 2017, 12:04 дп

          Добрый день!
          Да, можно прикрепить. Можно указать, поводом не будет. Составить фразу правильно можно после изучения документов.

          С наилучшими пожеланиями,
          Адвокат Мугин Александр С.

  28. Ли
    26 марта, 2017, 11:43 пп

    Спасибо. Вопрошаю ))
    Суть дела — в 2012 дала в долг. Под 3% в месяц на год. Не вернули. В 2014 г. через суд взысканы сумма займа ,проценты за пользование займом по ст. 809, и пошлина.
    Должник исполнил решение суда только сейчас. Заявление на индексацию уже отправила в суд, там хоть все понятно.
    Кроме индексации , можно еще взыскать?
    1. За период ДО вынесения решения суда:
    проценты по ст.811 за период с момента выдачи займа и ДО момента вынесения решения суда? взыскивается по этой статье вроде только с суммы займа? без процентов за пользование займом?
    2. За период с момента вынесения решения суда в 2014 г. по дату фактической оплаты в 2017 г.:
    а) проценты по ст. 395 на всю сумму, указанную в решении суда
    б) проценты по ст. 809 с суммы займа
    в) проценты по ст.811 с суммы займа
    Подзапуталась я в этих статьях ))
    Читала еще, что было раньше постановление Пленума ВАС от 04.04.2014 № 22 (пункт 2) , что проценты по ст. 811 начисляются на всю сумму, указанную в судебном решении, вне зависимости от того, что в нее включено (основной долг, проценты и т.д.).» Но потом его отменили п. 133 Постановления Пленума ВС № 25 от 23.06.2015 . Отменили для всех судов или только для арбитража?

  29. николай
    05 апреля, 2017, 8:00 дп

    По решению суда определили выплатить вышедшему участнику 1млн руб, так оценщик оценил автомобиль (что является его долей в ООО). При получении исполнительного листа судебным приставам передан оцененный автомобиль. В акте описи имущества указана сумма, согласованная с участником и ООО. Приставы исполнители передали данный автомобиль в ответ хранение участнику. Сейчас участник требует с ООО проценты по ст 395 ГК РФ. с момента наступления обязательств (в течении года) правомерно ли это ,если имущество на эту сумму передано по исполнительному листу приставам

    • Mugin Alexandr S.
      09 апреля, 2017, 11:48 дп

      Добрый день!
      Ответил вам по телефону.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  30. 10 апреля, 2017, 3:54 пп

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста сумма долга через судебных приставов выплачивалась в течении 3-х лет в результате подачи заявления на судебный приказ по ст.ст. 809-811, ст.363 (так как был поручитель) и ст.330, сумма по судебному приказу была рассчитана на дату подачи заявления на выдачу суд. приказа! За какие периоды я могу подать исковое заявление на взыскание процентов по тем же статьям и неустойки по ст. 330? То-есть возможно ли учесть период с даты подачи заявления на выдачу судебного приказа до вступления его в законную силу? и период с даты вступления в законную силу до фактической выплаты суммы по судебному приказу? (Сумма процентов за пользование займом установлена в договоре займа, сумма неустойки за просроченные платежи также установлена в договоре зама!!! Подскажите пожалуйста!!! Заранее благодарю!

    • Mugin Alexandr S.
      14 апреля, 2017, 8:50 пп

      Добрый день!
      Если я правильно понял вопрос, то можете.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  31. Наталья
    10 мая, 2017, 2:32 пп

    Добрый день, Александр, не могли бы вы подсказать по договору уступки права требования задолженности в рамках муниципального контракта. Может ли новый кредитор взыскивать проценты по ст. 395 ГК РФ по договору уступки права требования по муниципальному контракту ( Знаю, что по положению Постановления Пленума Верховного суда РФ № 7 по ФЗ № 44 в рамках заключенного муниципального контракта можно взыскать только неустойку по контракту, но не по ст. 395 ГК РФ), а как быть по договору уступки права требования задолженности по оплате выполненных работ по муниципальному контракту? Заранее благодарна за Ваш ответ.

    • Mugin Alexandr S.
      12 мая, 2017, 4:22 пп

      Добрый день!
      Ответил вам по телефону.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  32. Андрей
    15 мая, 2017, 4:54 пп

    Александр, добрый день.
    Случайно наткнулся на Ваш сайт, нашел много интересного. В отношении применения ст. 395 ГК есть один вопрос.
    По договору аренды в котором наша фирма была Арендодателем, Арендатор не платил за аренду оборудования. В договоре установлена договорная неустойка 0,1 % в день, но не более 5 % от суммы основного долга. Суд принял решение взыскать с Арендатора сумму долга и пеню (не более 5 % от суммы долга). Решение вступило в законную силу, долг так и не оплачен.
    Вопрос:
    могу ли я подать иск о взыскании с Арендатора процентов по ст. 395 ГК с момента образования задолженности до момента принятия судом решения по новому иску ( с учетом того, что по первому иску нам присуждена неустойка в размере, не превышающем 5 % от долга)

    С уважением,
    Андрей

    • Mugin Alexandr S.
      22 мая, 2017, 12:46 пп

      Добрый день!
      Подать можете, а вот начало начисления 395 не правильно определили, я бы считал со дня, когда договор расторгнут или со дня, когда «накапали» 5% договорной неустойки.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  33. светлана
    19 мая, 2017, 8:09 дп

    добрый день! подскажите пож. По исполнительному листу в рамках уголовного дела работник не возместил присужденную сумму долга с 2015г. до настоящего времени и оплату производит частично по 100-300 руб.
    Юр лицо эту сумму проиндексировал, ждем результат, но параллельно хотим применить 395 но тут вопрос возник: применить неустойку или % за пользованием чужими денеж. средствами. Считаю расчет неустойки и ключевую ставку по округу они разные. Неустойка сумма выше значительно чем %, какую надо все таки применять для суда?

    • светлана
      22 мая, 2017, 9:11 дп

      наверное мой вопрос сложный.

      • Mugin Alexandr S.
        22 мая, 2017, 12:40 пп

        Я бы сказал не понятный, да и времени, к сожалению, не всегда хватает.

    • Mugin Alexandr S.
      22 мая, 2017, 12:39 пп

      Добрый день!
      О какой неустойке идет речь? Договорной? Честно говоря не понял вопрос, как вы соотносите расчет неустойки и ключевую ставку? Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  34. Светлана Алексеевна
    01 июня, 2017, 5:23 пп

    Здравствуйте,
    Есть решение суда в 02/2016 о взыскании неустойки по алиментам на сумму 170тыс руб, Исполнительный лист тогда же передан в ССПриставов.
    Но Должник по Исполнительному листу не платит.
    Какой срок исковой давности о взыскании пени по этому Исполнительному листу, пени это 8,5% годовых? Можно взыскать 12% годовых, такой процент Истец платил в 2016 и 2017 гт по ипотечному кредиту?

    • Mugin Alexandr S.
      03 июня, 2017, 2:58 пп

      Срок давности по взысканию процентов — 3 года, неустойка начисляется в связи с нарушением обязательств, а не в связи с выдачей листа. Размер процентов по вашим обязательствам с третьими лицами не имеет значения для вашего должника. Размер процента смотрите на сайте Банка России — он периодически меняется.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

      • Людмила
        03 сентября, 2018, 1:20 пп

        Подскажите по решению районного суда от 22.072017г. СК не платит по ИЛ,что делать?Подать в суд за пользование чужими деньгами?(суд районный или арбитражный)Какой процент по неустойки будет насчитан -0.5% за каждый день или 8.5% годовых? Или какие то другие способы взыскания существуют(ЦБ или РСА)

        • Mugin Alexandr S.
          05 октября, 2018, 7:11 пп

          Добрый день! Вам лучше непосредственно к юристу обратиться… не понятно, что за страховая, чтобы ответить «что делать»…

  35. Яна
    06 июня, 2017, 6:28 пп

    Добрый день, Александр!
    Как Вы считаете, в настоящее время, с учетом разъяснений Пленума #7, правомерно начисление процентов по 395 ГК РФ за неисполнение решение арбитражного суда на период с даты его вступления в законную силу до момента фактической оплаты? имеет ли правовое значение предмет иска в таком случае (по вступившему в силу решению), если заявляется самостоятельный иск по 395?

    • Mugin Alexandr S.
      21 июня, 2017, 8:40 дп

      Добрый день!
      Начисление правомерно, буквально вчера получил решение, содержащее соответствующее указание о начислении процентов по день исполнения. Предмет значения не имеет.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  36. Александр Ф
    12 июля, 2017, 7:54 пп

    Здравствуйте Александр, а если есть исполнительный лист но по нему не каких продвижении в плане выплат и я хочу подать иск за пользование чужими д.с, я получу ещё один Испол.лист? Рассчитывать надо с даты которая в испол.листе и до даты подачи нового иска,так? И при подаче данного иска можно оплатить минимальную гос,пошлину в размере 300р?

    • Mugin Alexandr S.
      01 августа, 2017, 5:27 пп

      Добрый день!
      Да, получите еще один лист. Определить начало период начисления процентов без документов не смогу. Госпошлина зависит от цены иска.

  37. Наталья
    03 августа, 2017, 8:59 дп

    Здравствуйте, можно ли взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, если после вынесения решения прошло 5 лет? И исполнительный лист приставам не направляли (должник по-немногу платил сам). Спасибо за ответ.

    • Mugin Alexandr S.
      21 августа, 2017, 11:44 дп

      Добрый день!
      Не отвечу однозначно, не достаточно вводных

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  38. Игорь
    03 августа, 2017, 9:25 дп

    Добрый день, Александр. 3 года выплачивал по исполнительному листу долг, с учетом %, по решению суда из своей зарплаты, т.к. других источников дохода нет. По окончании выплат истец подает новый иск, просит взыскать с меня еще % за время исполнительного производства. Выплаты были регулярными, нарушений с моей стороны не было. Правомерно ли, а как же ст.68 от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Срок выплаты долга по Решению суда установлен не был.

    • Mugin Alexandr S.
      21 августа, 2017, 11:42 дп

      Добрый день!
      Если коротко, то правомерно.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  39. Владимир Иванович
    16 августа, 2017, 7:25 пп

    Здравствуйте Александр! Мне 64г. Прочитал все Ваши рекомендации. Коротко моя ситуация: должник мне вернул осн. долг 95т. руб через СПИ (суд.приставов) 27.04.17. Мне деньги поступили на счет карты ПАО СБ только 05.05.17г., распечатал и подал иск про индексацию, указав дату исполнения решения суда 05.05.17. Суд засчитал мою дату. Однако должник подал частную жалобу, в которой настаивает на 27.04. Я пояснил в «Возражение»: в решение суда 2011г. определено: взыскать с должника в пользу В.И. сумму основного долга 95т.р, но ни слова не сказано про СПИ, которые в 2017г мне перечислили только через 9 дней. По моим обоснованиям: суду в 2017г. индексацию взысканных суду взысканных судом денежных сумм надлежит проводить на день исполнения решения суда, в данном случае по состоянию на 05 мая 2017г- на дату зачисления денежных средств на лицевой счет Истца-кредитора, т. е. реального возврата долга Кредитору, а не иным Государственным структурам, у которых ответчик денег не занимал, и которые являются лишь Государственными посредниками, гарантирующие возврат денег Кредитору-истцу. Каково Ваше мнение: какой же датой является «исполнение решение суда» в данном случае и что об этом говорят «умные мужи»? На что можно опереться в заседании в Облсуде?
    С уважением, Владимир.

    • Mugin Alexandr S.
      21 августа, 2017, 11:38 дп

      Добрый день!
      Опирайтесь на то, что по вине должника не могли пользоваться денежными средствами до момента зачисления их на ваш банковский счет. Если бы должник исполнял обязательства надлежащим образом, то никаких посредников в виде госорганов не возникло бы. А вообще по этому вопросы было какое то разъяснение ВС РФ.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  40. Светлана
    26 августа, 2017, 3:19 пп

    Добрый день! подскажите, пожалуйста, выдан исполнительный лист, открыто исполнительное производство. Но должник не оплачивает уже больше года. Хочу взыскать проценты в суде. С какого момента начислять их, с даты вступления решения суда в законную силу или с даты, когда должник не исполнил оплаты для добровольного исполнения по ИЛ? Спасибо большое!

    • Mugin Alexandr S.
      05 сентября, 2017, 2:00 пп

      Добрый день!
      Начисляйте с даты возникновения обязанности по возврату денег.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  41. 18 января, 2018, 5:13 пп

    Здравствуйте!
    Был суд, решение состоялось в 2011 году и начато исполнительное производство!
    Ни копейки по исполнительному листу я не получил!
    1. Есть ли возможность и смысл готовить и подавать исковое заявление о взыскании процентов по ст.395 и привлечении по ст. УК за злостное неисполнение решения суда?
    2. Готовы ли Вы взяться за это дело?
    С уважением, Андрей Владимирович.

    • Mugin Alexandr S.
      23 января, 2018, 12:23 дп

      Добрый день!
      Не достаточно данных, чтобы определить целесообразность совершения каких-либо действий.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  42. 30 января, 2018, 5:45 пп

    Подобная практика в Вашей компетенции или же нет?!

  43. Алексей
    21 марта, 2018, 12:47 пп

    Добрый день!
    Ко мне был иск от страховой по делу суброгации после ДТП. Был суд, апелляция, указывал на несоответствия сумм в предоставленных истцом документах, но на всё судьи махнули рукой с фразой «это же суброгация». Да в принципе и вопрос не в этом, а в начислении процентов на установленную судом сумму, после решения суда.
    Присудили большую сумму к выплате (около 400 тыс.), прошло уже около двух-трех лет с момента вынесения решения, никаких звонков от судебных приставов, на их сайте по фамилии никаких задолженностей за мной нет, но есть опасения, как бы потом эта сумма ещё не выросла. Стоит отметить, что на мне не числится имущества и счёт в банке закрыт.

    • Mugin Alexandr S.
      26 марта, 2018, 2:11 пп

      Добрый день! Ответил вам по телефону.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  44. Юрий
    05 апреля, 2018, 10:05 дп

    Добрый день, ответчик не торопится гасить задолженность по исполнительному листу, выданному ССП на основании решения суда по договору займа между физическими лицами.
    Применима ли 395 СТ ГК РФ. для начисления процентов по ключевой ставке банка? И правильно ли я понял, что начислением процентов занимается ССП? Как я могу оформить начисление процентов- стоит ли мне обращаться в суд или достаточно написать заявление на имя старшего судебного пристава, а он уже если ему не понятен порядок действий должен обращаться в суд за разъяснениями. Какими статьями регулируется этот вопрос?

    • Mugin Alexandr S.
      06 апреля, 2018, 3:07 пп

      Добрый день!
      Ответил вам по телефону.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  45. Алексей
    29 мая, 2018, 6:15 пп

    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста можно ли взыскать неустойку с должника с суммы по исполнительному листу.
    По исполнительному листу от 21.11.2016 взыскиваемая сумма с ООО составляла 60000 руб.
    В октябре 2017 года судебный пристав вынес постановление о прекращении исполнительного производства в связи с исключением ООО из ЕГРЮЛ.
    На данный момент готовится новый иск в отношении должника по субсидиарной ответственности. Можно ли взыскать неустойку с суммы 60000 с 21.11.2016 по 29.05.2018?
    Изначально сумма по чеку была 20000. (оплатили плитку на сумму 20000 06.04.2016, которую в итоге не привезли и деньги не вернули).

    • Mugin Alexandr S.
      30 июля, 2018, 12:21 пп

      Добрый день!
      Если коротко, неустойка с момента введения процедуры банкротства не начисляется.

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  46. Георгий
    14 июня, 2018, 11:46 пп

    Александр, доброго дня!
    Спасибо за крайне полезные статьи и разъяснения на сайте.
    По данной теме хотел спросить:
    такая ситуация — подали и выиграли иск, 1 и 2 инстанции. Проценты за пользования нашими деньгами были рассчитаны на дату подачи иска. Ответчик по исполнительному листу рассчитался через 2 месяца после Постановления ААС и 8 месяцев, если считать с даты подачи искового заявления.
    Пожалуйста, подскажите, правомерно ли с нашей стороны будет в порядке ст.183 АПК подача заявления в Арбитражный Суд на индексацию сумм за период с момента подачи искового заявления до момента фактического исполнения Ответчиком решения Суда?
    Заранее благодарен,
    Георгий Преснов

    • Георгий
      16 июня, 2018, 12:49 дп

      Александр, снимаю вопрос, уже разобрались.
      С уважением,
      Георгий

  47. Елена
    20 июня, 2018, 1:54 пп

    Добрый день! На день вынесения решения судом сумма долга, указанная в нем, уменьшилась. Суд указал сумму долга первоначальную при подаче иска и договорные проценты (0,1%) по день фактического исполнения.
    Правомерно ли банк исчислил проценты от суммы основного долга указанного в решении, а не в сопроводительном письме к исполнительному листу направленном взыскателем. Если правомерно, то на какой норме права оно основывается.

    Заранее благодарна.

    • Mugin Alexandr S.
      30 июля, 2018, 12:13 пп

      Добрый день!
      Для банка исполнительным документом, обязательным к исполнению, является исполнительный лист, а не сопроводительное письмо. Смотрите Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

      С наилучшими пожеланиями,
      Адвокат Мугин Александр С.

  48. Гость
    13 февраля, 2019, 9:18 пп

    Подскажите пожалуйста, при неосновательное обогащение ( доказано) один раз были взысканы проценты по 395 ст. Должник не платил ни долг не проценты, подали в суд заново на проценты ,но судья на своё усмотрение посчитала по своему и меньше, так как должник начал платить, даже эти суммы если учесть будет сумма больше, .вопрос : на что ещё подать в суд имею права ? Могу ли я подать неустойку на проценты которые уже были доказаны и было решение?! Могу ли я обжаловать решение мирового суда по второму периоду по процентам, ?могу ли я подать в суд на компенсацию? ( Морального вреда, так как должник на данный момент долг оплатил спустя год,мне приходилось ездить в другой город

  49. Ирина
    22 марта, 2019, 5:18 пп

    Александр, добрый день!
    У нас есть решение суда в котором указано, что проценты за пользование денежными средствами уплачиваются по день фактической оплаты суммы долга. При этом исполнительный лист выписан на конкретную сумму. Должник произвел выплату суммы, которая указана в и/листе. Однако если посчитать проценты на день когда он фактически оплатил долг, то получается весьма внушительная сумма. Поэтому возникает теперь вопрос, как ее взыскать? Написать приставу заявление и попросить рассчитать проценты на дату фактической оплаты долга?

  50. Лариса
    22 сентября, 2021, 3:00 дп

    Здравствуйте! По договору займа с залогом выдала 750 тр .На залог взыскание не наложено судом по «несоизмеримости стоимости долга и займа. Решение суда на 865 740,00 возб 22.10.2019 ИП УФССП. До настоящего времени ничего не взыскано. Хочу подать на обращение на залог? На % по 395 ст ? с какого по какой период?
    я-пенсионерка — прошу , если можно скинуть мне образец Иска ? — нанять адвоката денег нет — дорого…

    • Mugin Alexandr S.
      18 ноября, 2021, 5:27 пп

      Добрый день, к сожалению нет образца, чтобы определить период начисления неустойки надо смотреть документы. Проценты можно начислять

      • Татьяна
        25 ноября, 2021, 4:58 дп

        По моему иску о защите прав потребителей мировой суд взыскал с ответчика сумму долга +неустойку+штраф,ответчик с этим не согласился и подал апелляцию в районный суд.Могу ли я увеличить сумму неустойки,так как до сих пор мои требования о возврате денег за товар не выполнены,нужно ли подавать иск или может быть ходатайство в апелляционный суд.Апелляционный суд будет 6 декабря

        • Mugin Alexandr S.
          26 ноября, 2021, 10:54 дп

          На стадии обжалования исковые требования не уточняются, суд проверяет законность решения только, поэтому проценты — отдельным иском

  51. Виталий
    11 января, 2022, 11:15 пп

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста пропущен ли срок давности, если да, то можно ли восстановить?
    Исполнительное производство от 23января2019г.(не прекращено). Решение было от 20августа2018г. Расчет долга с процентами был произведен по состоянию на 10июня2018г. Можно ли обратится в суд о взыскании процентов за пользование денежными средствами за период с 11июня2018 по 11января2022г.?

  52. Виталий
    01 марта, 2022, 6:52 пп

    Добрый день.
    Подскажите пожалуйста, если после принятия искового заявления арбитражным судом ответчик погасил сумму основного долга, можно ли просить суд взыскать процент за пользование чужими денежными средствами (или иной процент) за непогашенную сумму пени до момента ее фактического погашения? Или же сумма останется фиксированной на момент погашения суммы основного долга?

  53. Ирина
    19 октября, 2022, 9:38 пп

    Добрый день!
    Можно ли найти образец подобного иска?

    • Mugin Alexandr S.
      20 октября, 2022, 6:31 дп

      Я думаю да, а если не получится — можно попросить меня сделать его за деньги)

  54. Юрий
    08 февраля, 2023, 9:52 пп

    ИП по разделу финансов после развода, выплаты идут каждый месяц с пенсии — и как же рассчитывать индексацию, если каждый месяц сумма долга уменьшается? Прошу ответить на e-mail? возможно, в дальнейшем обращусь за помощью, мой юрист в отъезде надолго.

    • Mugin Alexandr S.
      13 февраля, 2023, 7:47 дп

      ответил

  55. Ольга
    31 мая, 2023, 2:18 пп

    Александр, добрый день.
    Подскажите, пожалуйста.
    Затрудняюсь с определением даты начала начисления по 395 ГК РФ.
    20.07.2020г причинен ущерб имуществу. 13.11.2020 направлена претензия «виновнику торжества» с требованием выплатить сумму ущерба в 10 дневный срок с момента получения претензии.
    Ввиду не исполнения требования в добровольном порядке обратились в суд (Арбитраж)
    Первая инстанция отказала в удовлетворении требований в полном объеме.
    Апелляция, применив положения ст. 1083 ГК РФ частично удовлетворила исковые требования 50/50
    Кассация оставила апелляцию без изменения.
    Сейчас хочу подать исковое по 395 ГК РФ. Я правильно понимаю, что срок необходимо исчислять с 30.11.2020г.
    Спасибо.

    • Mugin Alexandr S.
      15 июня, 2023, 10:13 дп

      добрый день, возможно не понял вопрос, проценты начисляются с момента, когда возникла обязанность уплатить основной долг

Оставить комментарий