28 Февраль 2015 |
В последнее время ко мне уже неоднократно обращались за разъяснением по такому вопросу, как вправе ли заказчик по государственному контракту расторгнуть контракт в одностороннем порядке, в случае внесения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по другому контракту, и внесением в реестр уже после заключения расторгаемого контракта.
Более того, есть случаи, когда заказчик ссылается на то, что аудиторы Счетной палаты требуют расторжения контракта.
В настоящей статье я приведу свои мысли по данному вопросу.
Итак, представим ситуацию: заключено два государственных или муниципальных контракта (для простоты изложения дальше будем называть такие контракты государственными), например, на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.
В силу различных обстоятельств подрядчик не смог надлежащим образом выполнить обязательства по одному из контрактов (далее – контракт 1), в результате чего контракт был расторгнут по решению суда или по причине одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком (п. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…». Как данная ситуация может повлиять на контракт 2?
Очевидно, что информация о соответствующем подрядчике включается в реестр недобросовестных подрядчиков.
Как известно, п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» устанавливает обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
Данное положение закона и вызывает, с одной стороны, опасения некоторых подрядчиков попавших в реестр недобросовестных поставщиков что контракт 2 будет расторгнут, и, с другой стороны, желание (или страх нарушить закон) заказчика расторгнуть второй контракт.
Как известно, договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ установлены основания расторжения договора: по соглашению сторон, либо в иных предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором случаях.
Соответственно пункт 3 статьи 450 ГК РФ устанавливает, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.
Что характерно, Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» устанавливается не право, а обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта.
Даже без заумных рассуждений о таких принципах обязательственного права как стабильность экономического оборота, защита прав и интересов его участников, а также принципе неизменности обязательства, очевидно, что наличие обязанности заказчика отказаться от исполнения контракта вызвано защитой публичных интересов.
Если говорить о выполнении работ, предназначенных для государственных или муниципальных нужд, то статьей 768 ГК РФ установлено, что к отношениям по государственных и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом, применяет закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд.
Фактически отношения сторон контракта регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…».
Основания для расторжения государственного контракта определены в ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…».
Так, в п. 8 ст. 95 указано, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом даже если контракт 2 был заключен в период действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и не содержал ни права, ни обязанности заказчика отказаться от исполнения контракта, то согласно ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…», Федеральный закон № 44-ФЗ применяется к отношениям, возникшим до дня вступления в силу в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
К сожалению, в настоящее время нет полной ясности в вопросе о соотношении норм от отказе от исполнения контракта Федерального закона 44-ФЗ и норм Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся одностороннего отказа от исполнения договора.
При этом представляется, что у заказчика нет оснований для отказа от исполнения контракта 2, и такой обязанности не возникает в случае внесения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков:
– при надлежащем исполнении подрядчиком обязательств по контракту 2;
– при соответствии требованиям к участникам закупки на момент заключения контракта 2;
– при отсутствии факта предоставления недостоверной информации о своем соответствии таким требованиям.
Иное толкование п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» неоправданно расширяет перечень оснований для расторжения контракта, ведет к нарушению баланса прав и обязанностей сторон контракта 2, поскольку институт отказа от исполнения договора применяется в исключительных случаях и, в первую очередь, призван защищать интересы стороны сделки, которые в рассматриваемом случае внесением исполнителя в реестре недобросовестных поставщиком ни коим образом не нарушаются.
При этом п. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» связывает возникновение обязанности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно с фактом несоответствия установленным извещением о проведении запроса котировок, либо фактом предоставления недостоверной информации о соответствии таким требованиям, что позволило подрядчику стать победителем определения поставщика, то есть подрядчик должен был:
а) не соответствовать установленным требованиям на дату заключения контракта № 2, чего в данному случае не было (подрядчик соответствовал всем требованиям), или;
б) представить недостоверную информацию о соответствии таким требованиям, чего также не было, поскольку вся информация была достоверна;
в) стать победителем определения поставщика по причине предоставления недостоверной информации (очевидно, что поставщик предоставил соответствующую действительности информацию и стал победителем исключительно по причине того, что предложил лучшие условия).
Другими словами, если подрядчик на дату заключения контракта № 2 соответствовал установленным требованиям, предоставил достоверную информацию и на законных основаниях стал победителем конкурса обязанность по расторжения контракта в одностороннем порядке (и право также) у заказчика не возникает.
Надеюсь настоящая статья будет полезной для читателей.
Что делать если вы попали в реестр недобросовестных поставщиков мы расскажем в последующих статьях.
Все вопросы, связанные с заключением, исполнением, изменением или расторжением государственных контрактов можете задавать в комментариях или через форму обращения.
Также приглашаю подписываться на рассылку публикаций по арбитражной практике (в конце страницы), чтобы не пропускать новые статьи.
С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.
Возможно вам также будет интересно прочитать следующие статьи:
Расторжение государственного контракта по инициативе подрядчика
Взыскание задолженности по государственного контракту
Как определить ответчика по госконтракту
SLOT138: Daftar Judi Slot Gacor Online Pragmatic Play Hari Ini
SLOT138: Daftar Judi Slot Gacor Online Pragmatic Play Hari Ini
Спасибо
Пожалуйста, обращайтесь!
С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.
А если другая ситуация. Поставщик заключил 2 контракта. В результате возникновения разногласий с Заказчиком №1 по исполнению условий контракта №1 был включен в РНП. В процессе исполнения контракта №2, условия контракта стали невыгодными, но Заказчик №2 изменять условия контракта и расторгать его не желает и требует его исполнения. Может ли поставщик ссылаясь на включение его в РНП по контракту №1 отказаться от исполнения контракта №2?
Добрый день!
Нет, такого основания для отказа от исполнения договора нет.
С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.
Здравствуйте. Есть ли судебная практика отказа от расторжения контракта по желанию заказчиком в одностороннем порядке из за включения в рнп во время его исполнения.
добрый день, да, есть
В государственном контракте прописывается обязанность подрядчика извещать Заказчика о всех изменениях в его правовом статусе, как я понимаю, в том числе и о включении в РНП. Например: 06.08.2019 г. подрядчик подписывает контракт, а 14.08.2019 г. его включают в РНП. Этому предшествует судебный процесс, который длится значительное время до заключения контракта. Но подрядчик не сообщает об этом и спокойно заканчивает работы. Как вы думаете, это правомерно?
Ну тут смотря кто какой смысл вкладывает в понятие “правового статуса”, пока стороны в контракте не определили это понятие можно исходить из того, что стороны не согласовали это условие
Добрый день!
Заказчик заключил контракт 8 мая, в этот же день, после заключения контракта, ему стало известно, что 5 мая Победитель закупки включен в РНП. На момент признания победителем и публикации протокола итогов закупки участник в РНП не был.
Обязан ли Заказчик расторгнуть контракт? Ведь в п.1. ч. 15 ст. 95 ФЗ-44 говорится про обстоятельство, позволившее участнику закупки стать победителем.
Интересно, а существуют ли способы избежать попадания в РНП, если государственный заказчик отказывается согласовывать увеличение цены договора и расторгать госконтракт по соглашению сторон тоже ? Мы заключили госконтракт на поставку товаров строительного назначения, которые мы закупаем у единственного производителя в России. Внезапно этот самый единственный поставщик вздумал поднять закупочную цену вдвое. А теперь мы с огромными убытками исполнять госконтракт не можем и госзаказчик собирается расторгать с нами договор по его инициативе со всеми вытекающими последствиями… Суд не принимает предпринимательские риски за уважительную причину, вроде какие-то подвижки в законодательстве с целью облегчить жизнь исполнителей сейчас начались в связи с кризисной ситуацией и подорожанием стройматериалов, но они в основном находятся на стадии рассмотрения законопроектов и будут ли они приняты, да и в какой редакции – пока вовсе непонятно. Подскажите, если можно, какой-нибудь способ выйти из ситуации без попадания в реестр недобросовестных поставщиков, очень надо. Заранее спасибо !
добрый день, во-первых, если вопрос срочный – в следующий раз звоните, на комментарии отвечаю долго. По вашему вопросу – тут как на стройке, кто первый обманул, тот и прав, надо найти формальные основания для расторжения договора по инициативе подрядчика, заказчик не имеет право расторгать расторгнутый договор, соответственно пропадают основания для включения вас в реестр